Басты ақпаратЧернобыль апатына - 35 жыл

Бойцы с невидимым врагом

26 апреля 1986 года на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС), расположенной на территории Украины (в то время Украинской ССР) на правом берегу реки Припять в 12 километрах от города Чернобыля Киевской области, произошла крупнейшая авария в истории мировой атомной энергетики.

Казахстан, как известно, в то время тоже был в составе СССР, и многие его граждане, прошедшие службу, были призваны для ликвидаций этой страшной аварии. Один из них – Заембек Дюсембеков, житель села Жетыген.

В 1972 году, отслужив в армии в Средне-Азиатском военном округе, Заембек, сын фронтовика, вернулся в родной Жетыген, (тогда Николаевку). С работой тогда проблем не было, пошел в местное РСУ водителем.

Вскоре, в доме у знакомых, случайно встретился с Тамарой, 17 летней белокурой, русской девушкой. Она тогда училась в Алма-Ате в профессиональном училище на обвальщика мяса. Родом из с Урала. В Жетыген приехала в гости к подружке. Заенбек ей понравился сразу: веселый, открытый, общительный. Так завязалась их дружба, дошедшая в 1973 году до свадьбы. На свет появились двое детей – сын Дима  и дочка Светлана.

В год когда случилась авария Заембек услышал о ней по телевидению. Два года спустя, в 1988 году из военкомата пришла повестка. Родина вновь призвала его выполнить воинский долг и он ни секунды не колебался, только и сказал: «Я должен быть там»… Тамара, уговаривая не ехать, поплакав,  смирилась. Осталась одна: с детьми, работой, с хозяйством.

 

А Заембек почти полгода прослужил водителем в звании сержант в/ч 20040 в начале в небольшом г. Наровля, (затем г.Хойники), что в Гомельской области Белоруссии. Напрямую отсюда от первого города  до Чернобыля 80 км, от второго еще меньше — 50 км.

Во время аварии на ЧАЭС из зараженной радиаций зоны переселили жителей нескольких деревень. Часть людей осталась.

 

Как первоклассный водитель Заембек добросовестно выполнял  поставленные задачи, развозил грузы, людей. Вся сложность, в том, что враг – радиация-невидимый. И как не защищайся от нее угроза облучения неминуема. Не избежал ее и Заембек. Доза облучения, как записано в его военном билет, составила: «Ноль 580 БЭР» (биологический эквивалент  рентгена). Но, как говорят очевидцы, это заниженная цифра. Соответствующей, высокоточной аппаратуры тогда не было, а что была то на ней не обязывали командированных проходить исследования, замеры. Ну и видимо, был чисто экономический момент: большие дозы облучения – большие траты бюджета? У нас в стране есть такой аппарат в Восточном Казахстане, был, говорят, и в Алматы, но эта тема, конечно, отдельного, обстоятельного разговора.

Заембек имел поощрения как военного командования, так и от гражданской власти. В частности, был награжден почетной грамотой Рудаковского сельского совета народных депутатов Гомельской области, за активное участие в ликвидации последствий  аварии на Чернобыльской  АЭС.

Вернувшись из Белоруссии, из зоны радиации, он продолжил работу в родном селе, переучился на тракториста грейдериста. Жаловался на боли в ногах, но по больницам ходить не любил, никакими, даже существующим, льготами (путевки, проезд, лечение), за исключением скидок на пользование электроэнергией, не пользовался. Скромный был человек.

К сожалению, Заембека сейчас нет в живых. До пенсии он не дожил. Остались его супруга, сохранившая о нем воспоминания, фотографии, документы, письма, дети, внуки. И еще память, которую бережет  председатель районного совета ветеранов и инвалидов–чернобыльцев, Нурхайын Мухиддинов, навещая сослуживцев и вдов чернобыльцев, решая их насущные вопросы и проблемы. А еще пополняя экспонаты музея ликвидаторов Чернобыльской аварии СШ №32 в села Койган,  Жетыгенского сельского округа.

Рамазан ЕЛЕШЕВ

 

Басқа жаңалықтар

Back to top button