Іле таңы қоғамдық -саяси газетінің жаңалық порталы
Басты бет
Басты бет
ru kz
Іле аудандық қоғамдық – саяси апталық
Басты бетЖаңалықРухани ЖаңғыруПРИКОСНУТЬСЯ К ИСТОРИИ Жетысуские журналисты изучают сакральную географию Казахстана
27 Маусым 2018

ПРИКОСНУТЬСЯ К ИСТОРИИ Жетысуские журналисты изучают сакральную географию Казахстана

Культурные и географические святыни страны – являются каркасом национальной идентичности. А проникнуться историей и обычаями Казахстана, сквозь призму археологического достояния, могут как жители страны, так и иностранные гости. В этом мы убедились во время пресс-тура по сакральным объектам Южно-Казахстанской, Джамбульской и Кызылординской областей. Жетысуские журналисты объехали ряд городов Южного Казахстана, чтобы ознакомиться с историческим наследием и культурой страны. Необходимо отметить, что поездка организована Алматинским областным управлением внутренней политики, в рамках программной статьи Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», в частности по программе «Сакральный Казахстан».

Мне, как человеку никогда не покидавшему родной край, эта поездка подарила особые впечатления. Мы ознакомилась с историческими памятниками, о существовании которых, ранее могли знать лишь со страниц учебников «Истории». Именно древние строения и памятники - есть источник сакральной памяти народа. И здесь важна не столько материальная, вещественная сторона памятников, сколько духовные практики, связанные с сакральной сутью святых мест – объектов паломничества и поклонения. И первым городом, куда мы отправились стал Шымкент.

Как нас встретила Южно-Казахстанская область?!

Всего ночь (или полдня, если вы едете днем) в комфортном поезде, и мы оказались на перроне железнодорожного вокзала города Шымкент. Выйдя из вагона, мы в первую очередь принялись рассматривать все, что нас окружает. Город, миллионник, третий по численности населения и самый большой по площади, он напомнил нашу южную столицу. Такой же масштабный и теплый, а главное гостеприимный и радушный. Большие парки и скверы, музеи и картинные галереи, памятники великим просветителям и биям. Эти и другие объекты культурного наследия можно воззреть здесь - в мегаполисе Шымкент.

Согласно официальным данным, в ЮКО более 1300 исторических, культурных и даже религиозных объектов, которые могу быть так или иначе интересны гостям и жителям региона. Безусловно, для тщательного изучения каждого из них, необходим большой объем времени и больше научных сотрудников в составах экспедиций. Нам же, не много не мало удалось ознакомиться с 30-ю объектами исторического наследия. Особые впечатления сложились и от архитектуры области.

Первым делом, мы прибыли к памятнику казахского бийя, Байдыбек Карашаулы, участвовавшего в объединении казахского народа, предка племен «Албан», «Суан», «Дулат». Установленный в этно-историческом комплексе «Казына», он оказался настолько велик, что оставить его незамеченным было

невозможно. Отметим, что 23 метровое сооружение, уже претендует на звание самого высокого памятника в стране.

Спускаясь по аллее парка, мы увидели монумент, посвященный 550-летию Казахского ханства. Это две сплетенные арки с национальным орнаментом и пирамидальная композиция где выгравировано Казахское ханство и слова Главы государства. Чуть ниже, есть композиция «Великий шелковый путь». В глазах сразу ожила картина, будто под палящим солнцем, по бескрайнему песчаному морю, бредут нескончаемые караваны, нагруженные богатыми товарами. Каждый из памятников изображен настолько реалистично, что глядя на них, ты словно оказываешься на местах где вершилась история.

В самом центре парка имеется площадь «Наурыз аланы». Здесь расположены «Центр обычаев и обрядов» и «Историко-краеведческий музей Южно-Казахстанской области». А вдоль пешеходной аллеи установлены макеты 27-и историко-архитектурных мавзолеев и памятников.

После этно-исторического комплекса, мы посетили областной «Парк независимости» - одно из излюбленных мест шымкентцев. Уникальный поющий фонтан, выполняющий различные динамичные фигуры под аккомпанемент национальной и классической музыки, притягивает внимание посетителей. А растения и цветы, произрастающие вокруг фонтана, дополняют картину своим чарующим ароматом и неотразимой красотой.

Пройдясь по аллее парка, мы увидели гранитные плиты, на которых отображена история Казахстана, за период независимости. Словно большая книга, парк на каждом шагу рассказывает о том, как развивалась страна до сегодняшнего дня. Самое сердце парка занимает монумент единства народов Казахстана. Здесь царит особая атмосфера. Сооружение, созданное из 137-ми металлических элементов, символизирует все народности нашей страны. Также, тут имеется государственный флаг, высотой флагштока в 50 метров. А за парком Независимости, небольшая площадь, с не менее историческим памятником. Место, где соединяются улицы названные в честь трех великих казахских биев, называется «Ордабасы». Оно имеет такое название в честь установления мира и дружбы между жузами. В 1728 году главы 3-х жузов пришли к решению – объединить их, и с этого началось освобождение Казахской земли от захватчиков. Сегодня, на площади установлена стела с исторической гравировкой, а рядом с ней мечеть и мемориал МИГ. К слову, это лишь малое количество того, что мы успели объехать на территории города.

Южный регион нашей страны, по праву считается священной землей, проникнутой духом святых людей и мудрецов. В области сохранились древние крепости, мавзолеи и остатки древних поселений. Доказательством этого является древнейший город Средней Азии – Отрар, или как его называли раньше «Фараб». Здесь основы образования получил знаменитый восточный философ, проповедник тюркской культуры, математик и теоретик музыки Абу Насыр аль-Фараби. Входя в огромные ворота, тело охватывает чувство невероятной тревоги и страха. Буквально несколько шагов по лестнице, и ты

будто попадаешь в другую вселенную. Даже трудно представить, что когда-то здесь жили наши предки. Куча старинной глиняной посуды, предметы строительства и даже человеческие останки. Все это - до сегодняшнего дня сохранилось в Отрарском районе, Южно-Казахстанской области. Говорят, что город был обитаем до 19 века. За огромной заставой - Отрар, который впервые был населен в 8 веке. Согласно историческим данным, он стал большой торговой ветвью Шелкового пути, и уже в XII веке, был центром торговли и ремесла. Это не просто город. Здесь даже воздух пропитан историей. До сих пор ведутся археологические раскопки, где находят останки людей, предметы быта и руины старых городов. Также известно, что в VII-VIII веках, тюргешские каганы начали создавать золотые монеты с изображением Отрара. А уже во времена правления Бильге кагана, в городе стали создавать медные и серебряные монеты. Клад с подобными тенге, был найден недалеко от мавзолея Арыстан баб, который находится в нескольких километрах от городища. Удивителен тот факт, что даже в эти далекие времена, в городе была проведена канализация, а в помещениях были отдельные комнаты для гигиены. Здесь даже осталась баня, которой пользовались жители города Фараб.

Как известно из истории древнего Казахстана, особую известность Отрару придает полугодовая осада Чингисханом и его войсками. Поскольку город был одной из ветвей Шелкового пути, Чингисхан направил сюда свой караван, с послами. Однако, правители города не впустили караван, а послов казнили. После чего, войска монгольского ханства, под руководством сыновей Чингисхана, начали войну, Осада продолжалась 6 месяцев. В городе начался голод и в недовольство отказом идти на переговоры, однажды ночью, кто-то из жителей города открыл ворота монголам. Захватившие после этого город, они уничтожили значительную часть населения, оставшуюся забрали в рабство, а сам город был сожжён и уничтожен. Предателя по имени Караджа, открывшего ворота города, казнил лично Джучи.

Все равно, каждый из нас верит в тщетные верования, и просто одна мысль о том, что ты ходишь по месту, где имеются останкам человека, заставляют сосредотачивать внимание на любых мелочах, и оглядываться на каждый посторонний звук.

Еще одним объектом нашего внимания стал мавзолей, возведенный над могилой известного мистика и религиозного проповедника Арыстан баба. Который был наставником самого Ходжа Ахмеда Яссави. Построенный Тамерланом мавзолейный комплекс, считается одной из главных святынь Южного Казахстана, куда со всех частей света приезжают паломники и пилигримы. Существует история о том, что духовный наставник Арыстан баб, прежде чем покинуть этот мир сказал, чтобы его тело было предано земле именно там, где голова его верблюда, коснется земли. Это место находится в Отырарском районе. Здесь же, вероятно в это же время, было решено возвести мавзолей. Однако, спустя столько лет, весь город Отырар и близлежащие села были уничтожены. Затем, в ХIV веке, по приказу Тимура, на этом же месте, было построено новое здание. Сейчас, здесь отстроено большое

двухкупольное сооружение. В первом помещении установлено большое надгробие Арыстан-баба, во втором — помещены надгробия его последователей и учеников Лашын-Баба, Хермет-Азыра, Карга-Баба. Также есть небольшая музейная комната, в которой хранятся детали самого первого мазара и предметы быта. Это большая опора из дерева и глиняная посуда.

Сегодня, в комплексе есть немало чудесных мест. Например, под куполом, где расположены надгробия учеников Арыстан баба, есть гнезда ласточек. Там, маленькие птички откладывают яйца и размножаются, ежегодно увеличивая количество гнезд. Также на территории мавзолея есть колодец с водой, которая по преданию, может излечить самые серьезные раны и болезни. Паломники и верующие, загадывают желания и читают молитвы у колодца, затем испивают из него воды. На вкус она железисто-соленая, а на вид ржавая. В целом, комплекс посещают десятки тысяч местных верующих и иностранцев. Особенно возрастает количество посетителей во времена мусульманских праздников. Мы как раз-таки приехали в последние дни священного месяца Рамазан. А вместе с нами, мавзолей посетили 2 группы зарубежных туристов, которые с огромным интересом слушали легенды и изучали местность.

Особое место в истории древней цивилизации занимает город Туркестан. В городе, который в 16-19 веках находился на Шелковом пути, и был столицей Казахского ханства, немало монументальных памятников архитектуры и святых мест. Главной и памятной достопримечательностью города, по праву считается мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави, возведенный в конце XIV века. Когда сюда прибывают путешественники, им ведают легенду о том, как Тамерлан пытавшийся построить мавзолей Ахмеда Ясави, терпел неудачу раз за разом. Построенное архитектурное строение, без особой на то причины, обрушивалось. Тогда, ему принснился сон, в котором было откровение, что сперва необходимо построить мавзолей его духовного учителя Арыстан баба. После того, как возвели мазар в Отраре, успешно завершилось и строительство мавзолея в Яссы. Как рассказал наш проводник, в настоящее время, паломничество совершается именно в этом порядке. Сначала Отрар, затем Туркестан. Такому порядку следовали и мы.

Сразу у входа нас встретила приятная девушка – Айнур Жанысбаева. Она подробно рассказала нам как историю мавзолея, так и историю жизни того, чье имя носит ныне историко-архитектурный памятник. Огромное прямоугольное здание, высота которого 46, а длина почти 66 метров, в настоящее время является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Мавзолей был построен на месте погребения суфиста и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави в XIV веке. Высота главного купола 44 метра, а диаметр составляет 22 метра. Здесь имеется 35 комнат, расположенных на двух просторных этажах здания. На первом этаже 14, ну и 21 комната на верхнем. А в каждом из коридоров есть лестница, ведущая на второй этаж. Однако,

двери туда заперты, дабы места захоронения предков не оставались под ногами человека.

«Изначально, местным населением здесь был возведен двухкомнатный мазар, который разрушился. Спустя 2 века, , прибывший сюда для совершения зиярата Тамерлан, дает следующее обещание. Если он одержит победу над ханом Золотой орды Тохтамысом, и станет главой Мавереннахра, то на месте мазара он построит большой портальный мавзолей с огромным куполом. При визите, в 1370 годах, он принимает решение о строительстве большого мавзолея, каковым он является в настощее время», - говорит экскурсовод по мавзолеям Туркестана, Айнур Жанысбаева.

Когда идешь к мавзолею, взор приковывают разноцветные плитки с эпиграфическим орнаментом, украшающие здание снаружи. Внутри же, немало предметов, которые остались еще с первого возведения святыни. Первый и большой зал, называется «казанхана». В центре установлен ритуальный котел, отлитый из 7 сплавов метала. Он вмещает 3000 литров воды и весит целых 2 тонны. Как рассказал экскурсовод, тайказан – это самая большая мусульманская чаша для воды.

Далее композиционно сгрупирован целый ряд помещений: место захоронения Ахмеда Ясави, худжра - комната для служителей ханаки и паломников, мечеть, джамаатхана - зал для собраний, большой и малый аксараи - помещения для совещаний, ; китабхана - комната для переписи бумаг, хранения книг и документов; асхана - помещение, где приготовлялось ритуальное кушанье; кудукхана - комната с колодцем. К слову, большая часть имеющихся экспонатов, хранится в культурно-историческом музее в оригинальном варианте, а некоторые из них все же подвергались реставрационным работам.

В этом же месте, неподалеку от мавзолея находятся несколько памятников исторического наследия, таких как «мавзолей Рабиги Султан Бегим», исторический музей «Хамам» и подземная мечеть «Кылует».

Последний из перечисленных объектов, Кылует, вызывает невероятные эмоции. Он был построен в XII веке, и наполовину находится под землей. Когда суфийскому мистику, Ходжа Ахмеду Яссави исполнилось 63 года, он отказался от дневного света, и решил прожить остаток жизни там. Находясь в кылуете, он воспитал своих учеников и написал книги: Дивани хикмет, Пыкырнама и многие другие. Возникают особые чувства, когда спускаешься под землю. Особенно, когда воочию знакомишься с историей каждой из комнат. А их в мечети 18. Покидая просторы святыни, мы испили воды из колодца, которую согласно легендам и поверьям пили еще во времена средневековья.

Не оставили без внимания и мавзолей дочери Ходжа Ахмеда Яссави – Гаухар ана. Несмотря на то, что исторических сведений о ее жизни совсем мало, народ чтит ее память как святой матери, а к мавзолею круглый год

приезжают паломники. В этом месте есть ключ, откуда поклоняющиеся набирают воду для омовений. Чаще всего, здесь бывают женщины, которые просят благословения Бога, на рождение детей, а также здравия родных и близких.

Уже вечерело, когда мы отправились в Байдыбекский район, где тоже немало исторических памятников. В 67 километрах от Шымкента, в небольшом ущелье находится очень интересное и загадочное место - пещера «Ак мечеть». Существует легенда о том, что в старину тут была подземная мечеть, одно из впечатляющих и важных мест поклонения в Южном Казахстане. Со временем подземные ходы завалило, а мечеть опустела. Внешних входов у нее не было, и никто не знал о ее местонахождении. Однако, в начале ХХ веков, произошло обрушение купола и появилось отверстие. Сейчас, в Байдыбекском провале, так называют пещеру, установлены аккуратные ступеньки, а доехать к нему можно на любом автомобиле. Спускаться вниз по лестнице опасно, но желание узнать «что внутри?», помогает забывать о страхах. Из-за птичьих гнезд, которые сделаны в потолочной части пещеры, сыпятся камни и капает вода.

Уже совсем уставшие от проделанного маршрута и получив легкий загар от южного солнца, мы с группой приехали в Ак мечеть. Необъяснимо, но в округе нет никаких гор, и о существовании пещер вроде и речи быть не может. Однако этот объект есть, и находится он в нескольких километрах от села Кенестобе, Южно-Казастанской области. Удивительно, но в пещере есть зеленый островок, где произростает небольшая роща, и еще когда на улице +35 градусов, тут довольно прохладно. При входе, для безопасности посетителей выдаются каски, защищающие от падения камней на голову. Святая мечеть восхищает своими масштабами и пострясающей энергетикой, которую не описать словами. Такую атмосферу я не встречала нигде. За счет большого входа, свет проникает во все уголки подземелья. Разговоры окружающих людей, будто растворяются в пространстве. И главное, каким бы уставшим и эмоционально разбитым ты не приходил сюда, уходят все полные сил и энергии, а также мотивации и новых целей. Будто место забирает всю накопившуюся негативную энергию. Когда мы уходили, нам на смену прибывали уже новые паломники и туристы. Мы загадали желания и поспешили в мавзолей еще одной легендарной матери казахского народа - Домалак ана.

Дочь Шайхы Мизамбека – Нурила, известная в народе как ясновидящая и предсказательница Домалак ана, была третьей женой батыра Байдыбека Карашаулы. Памятник которого, мы посетили в первую очередь. Мавзолей увековечивающий ее имя, построен на месте где она похоронена. Его купол можно заметить издалека. А в парке царит необыкновенная атмосфера умиротворения и спокойствия. Благодатную тишину нарушает лишь шорох листьев и пение птиц. Буквально недавно, около памятника святой матери был

построен гостинничный комплекс, куда круглый год приезжают пилигримы и путешественники.

Ввиду того, что у нас было совсем мало времени, мавзолей «Домалак ана», оказался последним объектом сакральной георафии ЮКО, который мы успели посетить. К слову, впечатления от региона непередаваемые. Многие из участников пресс-тура, готовы были остаться здесь еще на несколько дней. Однако нас уже ждала Джамбульская область .

История древнего города Тараз или что мы узнали в Джамбульской области?!

Изучать историю региона мы начали с памятников республиканского значения, мавзолеев Айша биби и Бабаджа Хатун. Они расположены в 18 км от областного центра, города Тараз. Каждый прибывающий в мавзолей Айша биби, узнает легенду о ее любви к своему жениху Карахану Мухаммеду. Дочь известного ученого Сулеймана Бакыргани, после смерти отца воспитывалась у шейха Айходжи. В легенде сказано, что когда Карахан, попросил руки дочери своего врага, но воспитатель Айши биби не дал согласие. Тогда молодая девушка решается бежать из дома обманным путем. И на пути в Тараз, она погибает от укуса ядовитой змеи, так и не добравшись до своего возлюбленного. Скорбя по Айше биби, Карахан возвдиг мавзолей невероятной красоты на месте ее гибели. Рядом с девушкой, всегда находилась Бабаджа хатун, которая в последующем стала хранительницей мавзолея и после смерти была предана земле, буквально в 20 метрах от Айша биби.

Продолжая логическую цепочку истории двух влюбленных, мы посетили мавзолей одного из представителей династии Караханидов – мавзолей Аулие ата или Карахана. Несмотря на то, что первоначальный вид строение не сохранило, внутри мавзолея сохранилось ступенчатое надгробие. Снаружи стены возложены уже из современного кирпича, а изнутри купол и арочные ниши построены из киприча караханидского времени. Реставрация мавзолея проводилась в 2000 году, в честь 2000-летия города Тараз. Невозможно незаметить и камень, установленный у входа на территорию культурно-исторического объекта, под которым хранится письмо-послание Главы государства. На камне есть подпись Елбасы, с разрешением будущему поколению открыть письмо, только в 2100 году.

Широкую известноть Таразу придает загадочное место поломничества и силы, памятник «Тектурмас». Он был основан в XV веке на берегу реки Талас, у самой окраины областного центра. Вопреки довольно-таки мистическому названию, что в переводе на русский язык означает «Неспокойное место», сегодня, с возвышенности Тектурмаса открывается прекрасная панорама, лежащего внизу города Тараза. Ввиду того, что здесь исповедовали различные религии, принесенные по Великому шелковому пути, в окрестностях Тектурмаса были обнаружены разные захоронения. Сейчас мазар - место паломничества. Многие верующие, считают священным долгом посетить его.

Ну а мы последовали дальше, знакомиться с высоко почитаемыми местами Джамбульской области.

Уникальная достопримечательность региона – это историко-культурный комплекс «Древний Тараз». Именно здесь, расположен единственный в области музей под открытым небом. Его создали на месте старого рынка, благодаря раскопкам, которые начались в 2011 году. На месте долгих археологических работ обнаружены предметы быта, старинные деньги и даже места бань, медресе, мечетей и жилых домов. В комплексе работает музей, где хранятся все артефакты, изъятые при раскопках. Необходимо отметить, что работы на объекте еще не завершены, и облик древнего Тараза еще будет восстановлен по мере возможности. Узнав развернутую историю Двревнего Тараза , мы отправились в не менее интересное место, под названием Акыртас.

У подножья Кыргызского Алатау, уже не одну сотню лет стоит величественное сооружение, археологическая загадка «Акыртас». Город датируется VIII веком. Поражает высокая точность обработки камня. Один лишь фундамент высотой в 4 метра. А каждый большой камень весит около 10 тонн. Загадка долгостроя заключается в том, что люди передвигали тяжелые камни и строили стены шириной 4-5 метров без какой-либо техники. Также Акыртас является доказательством того, что еще в далекие времена, люди знали о цивилизации и подземные трубы, по которым когда-то протекала вода, лишь подтверждают теорию. После советской индустриализации, город разобрали по камням, для строительства Турксиба. Отметим, что «Акыртас» вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе объектов «Великого шелкового Пути». Никому неизвестно для чего он был построен, однако вопреки всему, это место является излюбленным для любознательных туристов и святым для паломников.

Объектом, завершающим наш пресс-тур по Джамбульской области, стал мавзолей Байзак батыра Мамбетулы. Гробница находится недалеко от города Тараз, близ села Сарыкемер. О расположенном на возвышенности мавзолее батыра ходят легенды. А данные о его жизни являются героической и в то же время трагической страницей казахской истории. Байзак датка получил известность, благодаря борьбе с кокандскими захватчиками. Он был вероломно взят в плен представителями кокандского ханства, когда приехал на переговоры об атаке русских царских войск, приблизившихся к границам ханства. Байзак Мамбетулы отказался нападать, после чего все участники посольства, ранее получившие гарантии неприкосновенности, были схвачены и обезглавлены. А Байзак батыр был избит и брошен на два месяца в зиндан. По приказу наместника Кокандского ханства Алимкула датка был привязан к жерлу пушки и расстрелян.

По рассказам шыракшы (так называют хранителей святынь), в мавзолее захоронены лишь некоторые пальцы рук – это все что осталось от его тела. От поведанного рассказа дрожь проняла меня до самого нутра. Потому что, проехав всего несколько сотен километров от родного дома, мы оказались там,

где воочию ознакомились с историей и прикоснулись к ней лично. Узнали то, что не расскажут в учебниках. Джамбульская область поразила нас масштабом загадочных и удивительных объектов. Следующей по маршруту была Кызылординская область.

«Музыкальная колыбель. Чем нам запомнилась Кызылорда?!»

Предвкушая положительный образ Кызыординской области, мы сели в поезд, направлением «Тараз-Кызылорда». Из окна своего купе, как в рекламных роликах, мы любовались просторными полями и красивым пейзажем нашего необъятного Казахстана. И даже не заметили, как скоро приехали в Кызылорду.

За время всего пресс-тура, у меня было немало полюбившихся мест. Но одним из фаворитов в моем списке оказался именно этот город. И это все, несмотря на то, что там палящее солнце, горячий южный ветер и закат наступает почти в полночь. В городе, как и во всей Кызылординской области, очень много исторических памятников. Даже космодром Байконур и Аральское море находятся в этом регионе. Жаль, что времени у нас было очень мало. Но все же, мы успели посмотреть кое-что очень интересное. Вместе с участниками тура, мы выехали в Кармакчинский район, в котором расположена главная достопримечательность Сырдарьинского края – мемориальный комплекс «Коркыт ата». Памятник великому казахскому композитору 9-10 веков Коркыт ата, в виде национального музыкального инструмента кобыза, был возведен еще 1980 году. И уже в наше время пройдя реконструкцию, мемориал был преображен до неузнаваемости.

Здесь происходят необыкновенные вещи. Памятник обрамляют камни, которые есть только в Приаралье. 7 видов разноцветных камней, создают иллюзию коврового покрытия, а с высоты птичьего полета, картина и вовсе складывается в единый пазл. В центре расположен стилизованный кобыз, состоящий из 4-х стел, которые своей формой напоминают перевернутый музыкальный инструмент. В самом верху где фигуры сводятся, есть отверстия, а в соединении фигур, встроено сорок металлических труб разного диаметра и длины. Когда ветер проходит через отверстие, появляются звуки, напоминающие напевы кобыза. Музыка только начинает играть, и по телу тут же бегут мурашки, а протекающая рядом Сырдарья, словно создает картину того времени. Около памятника находится надземное святилище и амфитеатр.

Акустика этого места настолько хороша, что ее сравнивают со звуками профессиональной сцены. В прошлом году, на арене амфитеатра, на международном фестивале, посвященном памяти Коркыт ата «Коркыт – мелодии великой степи», выступали заслуженные артисты Казахстанской эстрады. Находясь в самом центре кобыза, мы насладились его музыкой, а затем посетили магическое место «тілекхана», где исполняются желания. В нескольких сотнях метров от комплекса, находится могила "Ақсақ қыз" (хромой девушки). По преданию, она - одна из сорока девушек, влюбленных в музыку Коркыта, и единственная, кто смог достичь места упокоения философа. Мы осмотрели мемориальный комплекс и посетили музей, в котором хранятся разные виды кобызов, после чего продолжили свой поход.

Низовья реки Сырдарья, согласно истории, считаются краем четырех столиц. Нас поразила столица казахского ханства Сыганак. Развалины древнего городища находятся на востоке Кызылординской области, в Жанакорганском районе и занимают почти 310 га. Еще в Х веке, через него проходил Великий Шелковый путь. Сыгнак был центром экономических и политических решений и кипчакской столицей. Здесь, в музее истории под открытым небом мы почувствовали себя частью легендарной местности, и нам даже удалось самостоятельно найти остатки глиняных кувшинов. По словам археологов, в 15 веке, большие кувшины служили для жителей города хранилищем зерновых культур.

Первые раскопки на месте старого города начались еще в 2004 году. Сейчас, учеными были вскрыты Северо-восточные ворота, некогда жилые помещения, выложенные из жженого и сырцового кирпича. Были найдены монеты, керамика и другие предметы. Древнейший город таит в себе немало тайн. На его территории по сей день ведутся археологические и реставрационные работы. Для туристов и путешественников это отличная находка. Безусловно, о человеческих останках здесь речи не шло, но по энергетике он также силен, как и Отрар.

Завершая тур, мы проделали экскурсию по областному центру Кызылординской области. Парк имени Первого Президента, аллея государственных символов, памятник Коркыт ата и много других объектов интересных своим стилем и архитектурой. Даже сегодня, местные власти и жители Кызылорды, сохраняя историю нынешнего поколения, устанавливают различные памятники. Один из которых, монумент известному артисту казахстанской и российской эстрады Батырхану Шукенову, увековечивающий его имя в памяти всего народа. Образ для фигуры взят из его клипа «Отан ана», где Батырхан Камалович сидит с саксофоном в руках. Памятник находится на родине великого артиста, в одном из городских парков. Сегодня, сюда приходят поклонники его творчества и просто жители города, где вживую поют его песни или слушают музыку. После крупных исторических объектов, руин старых городов, посещение этого места, нам было как никогда кстати. Мы спели знаменитую «Джулию» и сделали памятное фото.

Впечатления от тура невероятные. А каждый посещенный объект занимает особое место в моей памяти. Более того, эмоции, испытанные за время поездки, каждому лучше прочувствовать самому. Нам оказалось мало времени, для подробного изучения местности, но у всех сложился цельный и положительный образ Южного Казахстана.

В завершение хочу подчеркнуть, что Сакральный Казахстан — это не просто достопримечательности и исторические памятники, но и сам человек, его ценности, мировоззрение и взгляды. Поездка, организованная Алматинским областным управлением внутренней политики, стала невероятно полезной для всех участников пресс-тура. Здесь на местах захоронения великих религиозных проповедников и философов, в старых городских руинах и у значимых памятников, мы ознакомились с культурно-историческим насл

молитвы во имя всех личностей, чьи гробницы и мавзолеи мы посетили. Также обогатили внутренний мир, найдя духовное «питание» в посещении сакральных мест. На этой позитивной ноте, мы отправились домой. Железнодорожный вокзал, стук колес поезда, красивый пейзаж за окном и много телпых воспоминаний.

А уже по приезду в Талдыкорган, мы узнали новость о том, что Глава государства подписал Указ о переносе областного центра Южно-Казахстанской области в город Туркестан, а Шымкент стал самостоятельным мегаполисом.

Автор: Митковских Галина Региональная служба коммуникаций Алматинской области