Место, где нужно бывать не единожды в год
Накануне скорбной даты – Дня жертв политических репрессий, мы с коллегами побывали на месте захоронения более 4 тысяч репрессированных советской властью.
Эта возвышенность находится на стыке административных границ двух районов. Напротив, справа от трассы Алматы–Жетыген, при движении на север, расположено село Жаналык, Талгарского района, а прямо через дорогу, слева, раскинулось село Али, Илийского района.
История гласит, что именно в районе прилегающих к Али дач, когда там был еще пустырь и овраги, обнаружилась эта огромная братская могила. Причем, как повествуют сторожили, совершенно случайно. Решением райисполкома трудящихся рабочим и служащим выделяли земельные участки под дачи за городом Алматы. Когда люди стали копать фундаменты под домики обнаружили под толщей земли страшные находки. Выяснилось, что под село Али, в течении многих лет свозили тех, кого арестовали, сажали в камеры, тюрьмы, лагеря, пытали и в итоге расстреляли в застенках НКВД, ВЧК, ГПУ. В 30-50 годы из-за сталинской политики, приклеенных осужденным ярлыка «враг советской власти», пострадали, как гласят архивы, сотни тысяч людей.
Найденные останки после всех необходимых процедур (документирование, исследование и т.д ) перезахоронили. Место выбрали более людное; повыше, на восток, ближе к автодороге. Установили поначалу надгробный гранитный камень. А в 2002 году 31 мая, по инициативе казахского историка просветительского общества «Адилет» на этом месте был возведен большой монументальный памятник.
16 декабря 2018 года, по поручению Елбасы и решением акима Алматинской области, на этой же территории открыли музей жертв политической репрессий. Без преувеличении, это очень важный и уникальный объект, где стоит бывать чаще, и взрослым, и молодежи, и, конечно, не единственный раз в году, 31 мая.
В день нашего приезда рабочие и специалисты активно вели благо устроительные и монтажные работы: посажены хвойные и лиственные деревья, кустарники, меняется газонное покрытие, проводится капельное орошение. Пешеходные дорожки выложены новой тротуарной плиткой, установлены современные парковые фонари на солнечных батареях, скамейки. Предчувствуем: будет красиво!
По соседству с памятником, буквально за забором, полным ходом идет строительство новой мечети на средства меценатов. Золотые купола уже сияют. Обратили внимание на недостроенное рядом здание из красного кирпича. Что это? Историю его появления стоит описать, как предупреждение. Рассказывают, что как-то бизнесмены купили тут землю и решили начать какое-то производство. Стройка началась, но вскоре предприниматели столкнулись с необъяснимыми преградами. Производство у них так и не пошло, и как финал – рухнула крыша. Благо обошлось без человеческих жертв. Бизнесмены, посчитав это мистикой и знаком сверху, бросили здание и сбежали. Так оно и стоит тут. И человеческая, и религиозная мораль: там, где покоятся человеческие кости, бизнесу не место.
А вот христианская церковь, для отпевания невинно убиенных, с божьего благословения, тут, говорят, вскоре, недалеко от мечети, тоже появится. Так, как на этом месте захоронено много христиан.
С обзора внешней территории перейдем к музею. Общая площадь его – 535 кв. метров. Экспозиции представлены в трех залах; 1) История репрессий в Казахстане с 1916 по 1986 г.г; 2) Реквием памяти жертв политических репрессий. 3) Историко – просветительское общество «Адилет» и его деятельность.
Зал №1, пожалуй, самый архивно-документально-скульптурный, с элементами исторической реконструкции. Установленные тут человеческие манекены из воска просто поражают своей реалистичностью. Они как бы застыли в потоке времени, получая высшую оценку посетителей: «Как живые!».
Вот фрагмент из казахстанского лагеря «АЛЖИР» (Акмолинский лагерь жен изменников Родины). Конвойный силой отнимает у женщины ее ребенка. В глазах матери – боль, мольба, страх, отчаяние, слезы!
Другой сюжет «Допрос». Офицер НКВД готовит бумаги, задержанный в гражданской одежде молодой парень сидит на стуле. Пока еще сидит. Но ты, как бы кожей чувствуешь, что, вот-вот, через минуту, парнишка будет падать на бетонный пол. Стоящий рядом конвойный уже наизготове: засучивает рукав гимнастерки, для хлесткого удара и чтобы чистая гимнастерка не запачкалась кровью.
Следующая экспозиция – «Приговоренный к расстрелу».
Это сложно описывать, надо видеть, окунуться в эту гнетущую атмосферу тюремных камер. Где витает насилие, страх, обреченность.
Левая стена представлена документами на осужденных: ордерами на арест, фотографиями. Читаем некоторые анкеты арестованных: Сайлаубай Даулетбаев. 1908 год рождения. До ареста работал председателем Райпотребсоюза села Аксу, Аксуского района, Алма-Атинской области. Арестован 17 сентября 1942 года и осужден к лишению свободы в ИТЛ (исправительной трудовой лагерь) на 10 лет. Реабилитирован 27 июня 1956.
Евгений Кравченко, 1907 года рождения. До ареста работал токарем в городе Талдыкурган, Алма-Атинской области. Арестован 11 апреля 1949 года. Осужден к лишению свободы в ИТЛ на пять лет. Реабилитирован 12 мая 1989 года.
Виктор Оттович Нег, 1914 года рождения. До ареста работал учителем в Саркандском районе.
А вот анкета еще одного человека, с непривычной для наших краев (видимо, китайской) фамилией Ли Ген Сун. 1897 год рождения. Работал до ареста учетчиком в колхозе «Тор». Арестован в январе 1942 года.
Сулейман Стамбеков. 1896 года рождения. До ареста работал парторгом в селе Агарту, Саркандского района. Алматинской области и т.д.
В зале «Реквием памяти жертв политических репрессий» тысячи и тысячи фамилий из Книги скорби. Отдельным панно оформлена экспозиция «Расстрелянная казахская интеллигенция». Аспандьяров, Азирбаев, Аманжолов, Бокин, Бокейханов, Буркитбай, Жубанов, Жусипбеков и десятки других фамилий (в списке, похоже неполном, 86 человек).
Последняя цифра на висящих на стенах черных мраморных плитах: 4125! С с завершающей фамилией списка — Ященко Д.Г.
И плита перед входом с надписями на нескольких языках: «Topragy torqa bolsyn!» «Пусть земля будет пухом!»
Давайте тоже, в память о 4125 репрессированных мужчинах и женщинах, людей разных национальностей, профессий, возраста, статуса и вероисповедания, помолчим минуту!
Р.S: Выражаем благодарность за содействие в подготовке материала: Меиржану Мусабаеву, заведующего музея жертв политических репрессий и Рыскуль Абдикаимову, хранителя фонда данного музея.
Рамаза Елешев.
Фото Багдата Чойбасова.