«Сладкий» прорыв
Прошедшим летом во вре-мя одного из визитов в офис компании «Шин-Лайн», что в Илийском районе, из уст акционера Андрея Шин услышал интересные цифры. Данное предприятие из года в год наращивает экспортный потенциал в ряд стран СНГ и ближнего зарубежья, к чему собственно, всегда призывало отечественный бизнес руководство страны. В частности, акцентирую важность развития конкурентоспособных экспортных производств в приоритетных отраслях. И «Шин-Лайн», как видим, доказывает это делом! Этим, право, можно гордиться!
Но удивительно тут вот еще что. Казахстанское мороженое, оказывается, можно купить даже в Беларуси, признанного лидера в молочной отрасли СНГ, свыше 70 процентов своей продукции экспортирующей в Россию. Впечатляет! Как говорится, знай наших! Да и на огромном российском рынке, имеющий самую протяженную границу с нашим государством, после нескольких попыток «Шин-Лайну» удалось-таки завоевать свою нишу, что вызывает уважение принятой стратегии. Как и в соседнем Кыргызстане.
А вот последние цифры, пре-доставленные нам пресс-службой. Мы узнали, что в компании «Шин-Лайн», созданной в 1995 году доля мороженого в общем производстве занимает 70 процентов. (Остальное – молочные продукты, замороженные полуфабрикаты и лапша быстрого приготовления).
За эти 25 лет с небольшого семейного бизнеса «Шин-Лайн» стал крупнейшим производителем мороженого, по данным Euromonitor, с долей до 40 процентов в РК, и первым поставщиком казахстанского мороженого на зарубежные рынки. Предприятие осуществляет экспорт мороженого на рынки кроме названых выше стран (России, Беларуси, Кыргызстана) еще и в Узбекистан, Азербайджан и Монголию. Совершив, так сказать «сладкий» прорыв! Среди слагаемых успеха в компании считают акцент на логистику и дистрибуцию, экспортоориентированность, неразрывность маршрутов «завод – точки продажи», мобильность и охрана окружающей среды. Например, сегодня весь автопарк обновлен, средний возраст машин не превышает 2-3 года. Всего в компании насчитывается 244, в Алматы и области 78 автомобилей с холодильным оборудованием, – все модели, к слову, с улучшенными эко–показателями, стандартом Евро – 5: и с аккумуляторами холода. То есть, уменьшенным расходом топлива в городском режиме (система дожига топлива), с современным катализатором вредных частиц. Пример внедрения «зеленых технологий»!
Плюс десятки фур-рефрижераторов подрядчиков еженедельно доставляют сладкую продукцию через сопредельные границы государства на севере, востоке, западе и юге.
И еще один рекорд, установленный «Шин-Лайн». В 2017 году благодаря привлеченным 5 миллионам евро инвестиций через АО «Фонд развития промышленности» и сотрудничеству с датской компанией GramEquipment-мирового лидера в индустрии мороженого – был произведен запуск новейшей линии. Ее производительность составляет 36000 порций в час, то есть, более 70 тонн в сутки!
(Для наглядности. Вместимость крытого грузового вагона порядка 68 тонн). По этому показателю линия превосходит все производства мороженого не только в СНГ, но и в Восточной Европе, а также по всей Азии. Круто! На подходе, как поведали мои собеседники, монтаж еще более производительных линий, но о них, сохраняя интригу, расскажем позже.
Несмотря на сложности, связанные с необходимостью адаптации к новым санитарно-эпидемиологическим требованиям, ограничениям, вводимым в связи с ростом заболеваемости коронавирусом, введением маркировки молочной продукции на рынке России и предстоящим введением аналогичной маркировки в РК, компания «Шин-Лайн» отмечает рост продаж по итогам 8 месяцев 2021 года. Согласно предварительным итогам, за январь – август этого года продажи мороженого под брендом «Шин-Лайн» выросли в натуральном выражении более чем на 12%, а в денежном – на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В целом потребление мороженого и замороженных десертов за последний год выросло на 3% в натуральном и на 9% в денежном выражении.
Сейчас «Шин-Лайн» возводит со-временный комплекс по производству продуктов питания, включающего в себя крупнейшую в СНГ, странах Восточной Европы и Центральной Азии фабрику по выпуску мороженого. Строительство ведется на участке площадью 17 га. в Байсеркенском сельском округе, рядом с Отеген батыром. Общая стоимость проекта – 33,4 млрд тенге и реализация его позволит одному из ведущих производителей в своем секторе войти в число крупнейших внутренних инвесторов в экономику области и страны. Более подробно мы хотим рассказать об этом с других номерах газеты.
По большому счету, сей пример, как малый семейный бизнес вырос за годы независимости до масштабного, идущего с развитием всей экономики в фарватере принятых государственных программ индустриализации и «Стратегии Казахстан -2050». Это как маяк в бушующем рыночном море. Как говаривал легендарный теоретик менеджмента, оказавший колоссальное влияние на бизнес в XX веке Питер Друкер, у истоков каждого успешного предприятия стоит однажды принятое смелое решение.
Рамазан ЕЛЕШЕВ