С опережением графика ведется строительство кольцевой дороги вокруг Алматы
Большая стройка
Каждое утро в сторону Алматы, при выезде из села Отеген батыр, на мост через речку Малая Алматинка, соединяющий село Покровку и далее Турксибский район южной столицы, образуются пробки. Водители причину этого видят в одном – в начавшемся строительстве БАКАДа и демонтированного по этому случаю старого автодорожного моста, верно прослужившего почти полвека! А на временной объездной дороге на перекрестке установили светофор. К пробкам и целесообразности в данном месте установки светофора мы еще вернемся, а пока небольшой экскурс в историю.
О необходимости строительства объездной дороги вокруг Алматы заговорили еще в начале 1990 годах, дабы уменьшить растущий из года в год поток автомобилей и вызванное этим загрязнение воздушного бассейна города.В дальнейшем ситуация усугублялась хаотичным строительством, повышением этажности вновь строящихся домов, что вызвало изменение розы ветров, ухудшившейся проветриваемостью в южной столице.
Строительство БАКАД (Большая алматинская кольцевая автомобильная дорога, вокруг Алматы) началось в конце мая 2018 года. Проект предусматривает прокладку 66 километров четырех и шестиполосной автомагистрали, пролегающую через 14 населенных пунктов в Карасайского, Илийского и Талгарского районов. «Нулевой километр» расположен в сторону запада Алматы, возле поселка Кыргаулды, Жамбылского района. Конец БАКАДа — с восточной стороны Алматы, на 22-м километре автомобильной дороги Алматы-Талгар-Евгеньевка. Здесь надо пояснить, что о селе Евгеньевка сами талгарцы, как выяснилось, не знают, так как оно, видимо, взято проектировщиками из старых карт и в 80-х годах этот небольшой населенный пункт слился с селом Маловодное, ныне Байдибек би Енбекшиказахского района.
Общая стоимость грандиозного проекта более 150 миллиардов тенге. Реализуется он на концессионной основе, то есть, при государственно – частном партнерстве. Отметим, что по окружной дороге можно будет передвигаться только на автомобилях и только на высоких скоростях. Если «четырех полоска» предполагает движение 110 км, то «шестиполоска» – до 150 км в час. Строительство ведет консорциум в составе иностранных компаний Алсим Аларко и «Майол Иншаат» (Турция), а также «СК Экоплант и Коrea Expessway Corporation (Южная Корея).
Чтобы получить информацию из первых рук мы попросили руководителя отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Илийского района Е.Жанабека организовать нам встречу с генеральным подрядчиком строительства БАКАД. И вскоре это встреча состоялась, на одном из отрезков строительства, недалеко от села Покровка.
– В целом 2021 год можно назвать успешным, (отчасти этому способствовала и теплая зима) так как проложено 34 км асфальтового покрытия из общей протяженности БАКАДАа как вы знаете, в 66 км. По территории Илийского района проходит более 19 км – говорит руководитель консорциума Гюнай Гокалп – оставшееся работы мы продолжим в будущем году и по поручению правительства будем стараться завершить проект раньше указанных в контракте сроков. В данное время задействовано на объекте более 1600 человек, 600 единиц тяжелой техники. Самый большой опыт накоплен турецкой компанией Алсим Аларко, присутствующей на рынке Казахстана с первых дней независимости. Это множество введенных в эксплуатацию объектов строительства: онкологическая больница в Жезказгане, табачная фабрика Филип Моррис под Алматы, висячий мост в Семипалатинске, аэропорт, водоочистные сооружения в Нурсултане, автодороги в Актау, Атырау, Актобе, медеплавильные заводы на востоке и севере страны и т.д. Компания работает также в странах СНГ, Азии и Европы.
Сегодня на разных позициях занято всего 6-7 процентов иностранцев, остальные работники, более 90 процентов, наши так как за десятилетия работы в Казахстана нами подготовлены местные квалифицированные кадры и это дает свои плоды. Например, сюда, на строительство дороги, приехали наши работники со всей страны, где мы ранее возводили объекты. И мы этим дорожим. Никаких вопросов по оплате труда, организации питания, отдыха в вахтовых поселках нет.
Насчет пробок я бы попросил жителей района и области немного потерпеть. Светофор установлен чисто технический, временный. Так как тут работает ежедневно до 350 и более самосвалов и каждый их них делает минимум 10 рейсов в оба конца, с мест погрузки – разгрузки. При таком интенсивном движении, в целях избежания аварий, светофор просто необходим. Новый мост по Илийскому тракту будет запущен на будущий год с перспективой его расширения – завершил беседу Гюнай Гокалп.
Более подробно о выходе БАКАДа на другие направления, защите от шумов ближайших к нему населенных пунктов, освещении дороги, безопасности движения, будет ли тут асфальтовое или бетонное покрытие и т.д. мы планируем рассказать весною, в период активной фазы строительства.
Рамазан Елешев.
Фото автора и из архива консорциума.
На снимках:
1) Руководитель консорциума Гюнай Гокалп и руководитель отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Илийского района Ернат Жанабек на инспектируемом участке дороги у села Покровка.
2) Вид дороги сверху у села Туймебаево.
3) Работа буронабивных установок в русле реки Малая Алматинка у села Отеген батыр.