Отец основатель детективного жанра – Кемел Токаев
Писатель Кемель Токаев выбрал для своих произведении темы иллюстрирующие трагедию в годы войны. Он пытался показать реальность войны под другим углом.
Несмотря на то, что представители доминирующих национальностей были движимы единым целым, шовинистические взгляды не менялись и духовные ценности разнились. Солдаты других нации несмотря на общие тяготы и бремя войны не относились к нашей нации дружелюбно, их не объядиняло общая цель. Они видели в них жертв войны. Поэтому наших солдат отправляли на самые сложные задания, разведки, на одни самых опасных участков. И даже тогда не замечали их героизм и отвагу, должным образом не награждали за смелость. Никто из писателей не осмеливался написать об этом книги. Писатель-фронтовик Кемел Токаев один из первых кто описал реалистичную картину из военных будней. Он пришел в художественную литературу не как другие писатели осознанно, сразу после войны, в годы перестройки, после тяжелого детства и юности он решил стать писателем. Это оставило глубокий след в его творчестве.
В итоге писатель поверив в силу своего творчества и имея большой опыт сумел внести в мир литературы детективный жанр и не только внес, но и поднял на качественный уровень. Первопроходцам приходится нелегко. Испытав тяготы голодовки, потеряв родителей, увидев на жизненном пути много трудностей и лишений писатель не сник головой, не потерял веру в себя и в будущее. Он сумел противостоять всем невзгодам. Решил дойти до самой вершины пути. Один сирота как-то сказал: «Жизнь сплошное страдание, мы вырасли плача и молясь». Только оправив свои крылья, в ранние годы юношества он отправился на фронт, где видел суровые будни войны, столкнулся с горем, потерей, болью и кровью. Но и здесь Кемел не потерял себя. И здесь он проявил мужество и человечность. Позже в своих реалистичных сюжетах он опишет реальные события из жизни, которые полюбятся многим из читателей.
Он был представителем почетного рода, который не сломится от трудностей и сохранить внутренний стержень. Когда писатель начал творческий путь из под его пера выходили увлекательные и захватывающие истории, его творчество привлекало чистотой и реалистичностью.Шерияздан Елеукенов в те времена возглавлявший всю типографскую деятельность выскасказал свое мнение об одной книге Кемеле Токаева которая была издана в 45 тысяч экземпляров: «Даже книги Ауезова не издавались таким большим тиражом».
Одна из произведении К.Токаева ставшая бестселлером и поднявная уровень писательского искусства – роман «Солдат ушел на войну». Невозможно прочесть эту книгу не испытав чувство мести и злости, потому как там описываются кровавые события из поля боя, совмщаются описания с записями из дневника солдата.
На первых страницах романа: «Красные вагоны были вдоль всей дороги. У всех открыты настеж двери. Они казались бездонными норами поглащающими всех вокруг», описывает писатель. Здесь чувствуется одна страшная тайна, которая вызывает чувтство тревоги у читателя. Словно красные вагоны полные солдат едут не на поля битвы, а на само жерло смерти, которая глотает людей толпами и оставляет груды трупов на поле битвы.
В своей книге «Солдат ушёл на войну» Кемель Токаев писал, что полк, в котором ему пришлось воевать, был многонациональным. Молодой сержант в составе своего подразделения входил в группу танкового десанта. Если танкисты были защищены бронёй, то десантники оставались беззащитными. Кемель Токаев вспоминал, что после трёхдневных боёв его рота оказалась без съестного. Нужно было что-то делать. Под утро он вместе с двумя однополчанами пошёл в сторону хутора. Здесь они наткнулись на умирающую лошадь, попавшую под шальной снаряд. Решение было принято мгновенно. Кемель стал быстро разделывать тушу лошади, ведь он в интернате в часы дежурства помогал поварам заготавливать мясо на суровую зиму. Бойцы были благодарны своему однополчанину-казаху за смекалку. В ответ он отшучивался, что накормил их национальным блюдом. А потом решил приготовить казахский деликатес – колбасу из конины (казы). Кемель уложил набитую мясом оболочку на раскалённую броню танкового двигателя, чтобы колбаса как следует прокоптилась.
Так, в составе танкового полка Кемель Токаев прошёл по боевым полям Белоруссии, Украины и Польши, а до этого участвовал в обороне Сталинграда. К концу 1944 года будущий писатель был награждён двумя орденами Отечественной войны и многими медалями за мужество и отвагу. В свои 20 лет гвардии сержант Кемель Токаев отвоевал на территориях четырёх стран.
До Берлина он не дошёл: был тяжело ранен в одном из боёв на польской земле. Он стал живой мишенью для немецкого снайпера, который высмотрел в оптический прицел сидящего на танке солдата-азиата. Враг разрывной пулей ранил сержанта Кемеля Токаева в правую ногу. Кемель упал с танка и остался лежать на земле без сознания. Очнулся он от едва слышного тиканья часов старшего брата. В это время какие-то звёздные звуки поплыли в ночном небе. Звуки своей мощью напоминали голос кобыза из родного аула Кальпе, откуда в голодные годы он ушёл вместе с братом в люди, в странствия по Южному Казахстану. Все родные погибли в те страшные годы, а звуки эти остались в памяти. На раненого наплывали незримые аккорды. Это в польском костёле играл на органе ксёндз… После десяти часов забытья Кемеля положили на носилки военные санитарки и отнесли в этот костёл, ставший на время пунктом приёма раненых. Ранение оказалось тяжёлым. Врачи хотели ампутировать ногу, но молодой сержант молил их не делать этого. Его настойчивые просьбы убедили военных врачей в том, что, лишив молодого бойца ноги, они тем самым лишат его будущего. И он очнулся в военном госпитале Гомеля, где смог прийти в себя после большой потери крови. А затем были долгие месяцы лечения в Омском госпитале. Кемель Токаев попал в поле зрения молодого хирурга, который в те годы уже проводил эксперименты по вытягиванию костей. Спустя тридцать лет этот метод стал известен в мировой медицине как метод Илизарова. Его автор – хирург из Кургана Гавриил Илизаров – был удостоен за это изобретение Ленинской премии. А тогда, в конце войны, молодой врач работал на свой страх и риск; по сути дела, он проводил клинические испытания и сказал Кемелю Токаеву, что попробует сохранить ногу, наложив на разбитую кость специальный аппарат – шину со спицами. Более трёх месяцев раненый провёл на больничной койке. После Омска его направили в военный госпиталь Алма-Аты, где он под наблюдением опытного врача академика Александра Сызганова продолжил курс лечения.
Он потянулся к окну, к подоконнику, и впервые за долгое время ступил всей ступнёй на дощатый пол, подсвеченный божественным светом луны. В одно мгновение вспыхнули воспоминания. Он очнулся и, вцепившись в подоконник, продолжал стоять – впервые без костылей, в больничном халате, освещённый тем самым светом полной луны, которая с самого детства вела, исчезала и вновь возвращалась молодым месяцем. Это было победой, преодолением прошлого, жизненных испытаний войны, сиротства, ранения.
Он вспомнил, как в далёком детстве старики в ауле говорили, что ночное светило притягивает к себе светлые и тёмные силы души человеческой. После ухода из земной жизни душа ещё парит над всем сущим сорок дней и сорок ночей. И первая небесная стоянка – это Луна. К ней можно перебраться на крыльях былой мечты, а можно невидимым старцем зацепиться за край месяца, когда он выплывает из темноты. А там сам небесный смотритель вершит судьбы человеческих душ. И вся прожитая жизнь, со всеми грехами и светлыми чувствами, предстаёт перед тем, как переселиться навеки на обратную сторону ночного светила. И мы с детства, с юности поверяем месяцу и луне свои мечты и желания, всю жизнь преклоняемся перед этим светом, глядя в свои раскрытые ладони, а когда покидаем мир, месяц над нашим прахом несёт в себе несбывшиеся наши желания.
В книге «Солдат ушел на войну» описывается одно событие:
«Мухаммед в момент приземления самолета втянул дыхание и встав в полный рост вдохнул, а затем выстрелил.
Эта была первая пуля выпущенная им… и его пуля поразила врага. Пилот в один миг не справившись с самолетом сделал короткий вираж в небе и быстро поднялся в воздух. Он заметил кто стрелял в него. Со злостью выпустил из неба пулеметный ряд. Мейрманов и Муахммед начали стрелять без остановки. Линзы очков летчика покрыла кровь.
Мухаммед подскочил на месте:
– Ты молодец братишка! Подстрелил самолет! Ты настоящий герой! – твердил он обнимая боевого товарища.
Вражеский самолет упал на кукурузное поле недалеко от них. Поднялась черная туча с пламенем огня. Власов радостно выбежал из кукурузного поля.
– Товарищи я поразил вражеский самолет. Именно я стрелял! Я! – кричал он обнимая солдат глядевших на поле.
Никто из солдат не пытался доказывать правду. Все твердили Власову: «Ты герой!». Все потому что, солдаты нацисты поддерживали лжеца.
Но Мухаммед с рождения не терпевший ложь и несправедливость не мог промолчать. «Честь превыше всего для меня, почему я должен ей изменить» думал молодой парень. На месте он проверил винтовки двух солдат, в итоге долгих споров и пререканий он доказал что выстрел сделал Мейрманов.
«Вот смотрите!, – защелкнув затор он показал. Ствол чистый, пуля не выпущена. А это винтовка сержанта Мейрманова. Есть запах пули и его следы. Чем Власов мог подстрелить вражеский самолет интересно?, — задал вопрос он.
Честность и справедливость не нравится никому. Искренние слова Мухаммеда еще больше обозлили Власова искавшего себе сотоварищей врагов. Это можно было заметить по словам высказанным в злобе: «Я все знаю про тебя сволочь! Мы еще встретимся на поле боя. Не говори что не предупредил! Ты еще пожалеешь об этом!».
Иногда в жизни человека случаются невероятные истории. Мейрманову подстрелившему вражеский самолет приснился вещий сон, где ему сказали: «Ты умрешь 28 октября!». Чтобы убедится окончательно, его держали на безопасном месте и даже охраняли. Однако Мейрманов все же скончался в этот день при загадочных обстоятельствах. От чего он умер, кто его убил – никто не знал. Все потому что кроме битвы с врагом, шла и внутреняя война.
Спустя два года была раскрыта тайна этого фронта. Раскрыл его Мухамед исполнивший особое поручение командования. Так он встретился лицом к лицу с убийцей Мейрманова Власовым на польской земле под городом Ломда.
На войне бывают случаи стычки среди солдат. Но здесь ситуация была иная. Автор показывал двуличных людей как Власов, которые пытались воевать на два фронта и уйти победившей стороне. Тему войны затрагивали многие авторы. Однако ни в одном произведении так истинно не раскрывали правду жизни, двуличность людей и злословие.
Хочу напомнить читателям еще об одной истории. Кемел Токаев был отцом основателем детективного жанра, он потратил много сил и терпения ради поднятия его на высокий уровень. Через роман автор передал суровые будни на войне, описал образ двуличных солдат воевавших на два фронте, раскрыл их подлую личность читателю.
Во время правления великого сына своего народа Д.Конаева им было поручено снять фильмы описывающие героиз чекистов против атамана Дутова, борьбу народа с белогвардейцами в городе Орал. Он рассказал оба сюжета фильма. Первой вышла картина под названием «Конец атамана». На вторую было потрачено много сил и денег, его сняли под именем «Уральск в огне». Но фильму не повезло. Главный герой фильма – предводитель армии казаков в Уральске, генерал Тольстов в своем интервью английскому журналисту говорит: «Если мне пришлось бы возвращаться опять в Россию, я бы поставил в эрмитаж скелет последнего туземца (говорит про казахов) как уникальный памятник для потомства». Все лишь одно слово решило судьбу картины. Было решено вырезать это отрезок из цитаты генерала.
Отчужденность и холодные взгляды в итоге привели к краху фильма. Динмухамед Кунаев рассказал знаменитому актеру, известному режиссеру Шакену Айманову, идею первого фильма который вышел на экраны и имел успех. В фильме имя человека по имени Касымхан Чанышев было изменено и показано Касымханом Шадияровым, убившим атамана Дутова. Известный актер Асанали Ашимов, сыгравл его экранную роль.
Об этом написал писатель, заслуженный деятель Казахстана Косемали Саттибайуоы: «Писатель Кемел Токаев спустя через десять лет, то есть 1981 году в своем романе «Последняя битва» вышедшем тиражом в 49000 пишет истину про убившего атамана Дутова человека, эту информацию он получил из Центрального архива Российском федеральной службы безопасности. Там говорится: «При входе к Дутову я передал ему записку, тот стал ее читать, сидя на стуле за столом. Во время чтения я незаметно выхватил револьвер и выстрелил в грудь Дутову. Дутов упал со стула. Бывший тут адъютант Дутова бросился ко мне, я выстрелил в упор ему в лоб. Тот упал, уранив со стула горевшую свечу. В темноте я нащупал Дутова ногой и выстрелил в него еще раз» пишет М.Кожамияров в своем письме открыто пишет автор» («Тұңғыш». «Алматы ақшамы», 16 июня, 2016 год).
Так писатель Кемел Токаев открыто написал в своем романе о том, что Дутова убил не Шадияров, а Кожамияров. Об этом узнала вся страна.
Подводя итоги, хочется сказать следующее Кемел Токаев писал не выдуманные истории, он брал сюжеты из жизни. Он писал свои произведения пропустив через себя, свою душу, ощущая и зная каждый сюжет из жизни. Возможно поэтому все его произведения все также актуальны спустя через года. Книги писателя все также находят отклик в сердцах ее читателей.
Т. Талап