ПАМЯТНИК НА СЯВТОЙ ЗЕМЛЕ
Каратальская долина издавна славится своими предками. Роль Ескельды би особо значима в истории казахского народа. Он отличался не только своей добротой и умом, но и особенной мудростью — призывал народ к единству, сплоченности. Каждый его шаг был настолько дальновидным и стратегическим, что нашим предкам удалось сохранить нашу землю от нашествия врагов. Они мечтали о независимости, которая сегодня принадлежит нам. И мы должны сохранить это бесценное богатство на века
Ескельды Би Жылгелдиулы (1695-1770) — би, оратор, полководец, предводитель из рода Жалайыр, внук Толе би. Ескельды би родился в ауле, расположенном между реками Или и Каратал в Алматинской области. Выходец из рода сиыршы племени жалайиров. Ескелды бий во времена джунгарского нашествия, объединив таких батыров, как Турлыбет Бекенулы, Жайнак, Татыбай мерген, Малтабар, Кулжан, героически проявил себя в кровавых битвах с джунгарами.
Позже войска жалаиров, под началом Ескельды бия участвуя в битвах на Аныракае, Аягозе, Таскескене, Балдырганды, Кызкулаган, Жолбарыс, внесли свой вклад в освобождение казахской земли от врагов.
Ескельды би был верным соратником Абылай хана, и не только на полях сражения.
Сохранилась история о том, как Ескельды бий вел переговоры с Галдан-Цэреном и получил от калмыцкого хана его дочь в знак примирения. При этом Ескельды би со словами «лишь безумный нарушает традиции предков» уступает красавицу хану Абылаю.
За пять веков войн и годы джунгарского нашествия земля предков узнала имена сотен своих истинных сынов, успешно отражавших натиски врагов, отстоявших исторические границы Казахстана. Одним из таких легендарных героев был Ескельды – сын Жанкельды.
Предание гласит: «Дочь известного бия Толе Уланбике, ожидавшая ребенка, попросила у отца голову быка тигровой масти, которого она заприметила в стадах своих родителей. Толе ничего не жалел для любимой дочери. «Вероятно, следующий внук у меня будет батыром», – подумал он, исполняя прихоть Уланбике. «Когда поставят голову быка на стол, обратите внимание, с чего начнет трапезу дочь», – наставлял он жигитов, которые повели быка в аул сватов.
Говорят, Уланбике первым делом съела мясо в области затылка, а затем полакомилась небом и языком. Когда Толе би услышал об этом, то предсказал: «Мой внук будет не только батыр – предводитель войска, но и бий, к словам которого будет прислушиваться народ».
С детства Ескельды поражал всех своей физической силой и недюжинным умом. Однажды он подошел к юрте аксакалов, которые третий день держали совет, и сказал: «Почтенные! Наши предки говорили: «Не пустословьте!» Что вы обсуждаете и почему не можете придти к согласию? Может быть я смогу вам помочь?» Удивленные аксакалы поведали мальчику о том, что от калмыцкого хана прибыл гонец и предупредил, чтобы казахи не пасли больше своих жеребцов у калмыцких кочевий. От их ржания кобылицы калмыков выкинули своих жеребят, и теперь стада не увеличиваются. За это казахи должны выплатить дань. Тогда Ескельды сказал: «Аксакалы, посадите меня на верблюда, дайте бородатого козла, лук со стрелами и доверьте решение этого вопроса». Сказано – сделано. Когда Ескельды приблизился к кочевьям калмыков, он только и успевал стрелять, поражая стрелами собак, выскочивших ему навстречу. Калмыки удивленные и раздосадованные, схватили мальчика и привели его к хану. «Откуда ты, бродяга?» – спросил хан. «Я казах, приехал к тебе по делу. Хочу договориться о цене ваших жеребят», – как ни в чем не бывало сказал Ескельды. «Неужели у вашего народа не было посла посолиднее, ты ведь от земли вершок?» – рассмеялся хан. «Что ж, если вас интересуют размеры, то разговаривайте с верблюдом, стоящим позади вас!» – ответил Ескельды. «Неужели у вас перевелись мудрые аксакалы!» – не унимался хан. «Если вам хочется поговорить с бородатым, то вот – побеседуйте с козлом!» – ответил Ескельды. Чувствуя поражение в словесной перепалке, хан вскричал: «Эй, глупец! Зачем же ты перестрелял наших собак?» «Однажды ночью к нам в аул нагрянули волки и перерезали весь скот. Сколько мы не звали собак, ни наши, ни ваши псы не пришли на помощь. Так что я вам помог избежать напасти, постигшей нас», – ответил Ескельды. «Эй, недоумок, ты сам понимаешь, о чем говоришь? Разве могут ваши крики донестись до нас?» «Хорошо, хан, если крик из нашего аула не доходит до вашего, то разве может дойти ржание пасущихся жеребцов? Если да, то разве могут испугаться ваши лошади?»
Признав свое поражение, хан отпустил мальчика со словами: «Ты умный и находчивый парень – драгоценный камень своей земли – береги свой дар!»
Не однажды за советом к Ескельды обращался Абылай-хан, который был моложе бия на 19 лет. Судя по легендам, дошедшим до нас, Абылай-хан не раз посылал Ескельды во главе посольства с дипломатической миссией.
В народе живо предание о последнем поединке Ескельды, который характеризует его как батыра. Когда территории Среднего Жуза уже были ограждены от посягательства джунгар, то земли Старшего Жуза, в том числе и рода жалаир, откуда родом Ескельды, еще подвергались нападениям. И вот джунгарские и казахские войска столкнулись в очередной раз. На середину поля вышел известный ноян Шажа с рогами быка на голове и с кличем «жекпе-жек», что означает один на один. Из казахов никто не решался выйти против прославленного воина. Вызов принял Ескельды. Он одним ударом шокпара сразил противника. Войско после потери своего лучшего батыра, сдалось без боя. Тогда Ескельды сказал: «Воины, возвращайтесь на свою родину, а батыра Шажу похороните здесь, Он смелый, мужественный, достойный сын своего народа. Поэтому казахи будут его помнить… и в его честь назовут эти гору и реку».
Такие вот легенды и предания сохранились в народе о делах и жизни Ескельды бия.
Множество крылатых выражений Ескельды бия отразились в сказаниях Бактыбая Жолбарысулы, Сары Тастанбеккызы. До 1929 года Талдыкорганский район Алматинской области носил имя Ескельды бия. Идея восстановления исторического памятника принадлежит его седьмому потомку — академику Едилу Ергожину.
О жизни и деятельности прославленного предка рассказывает посетителям мавзолея смотритель культового сооружения Бакберген Сулейменулы. По его словам, бии Ескельды, Балпык, Каблиса жырау были организаторами перекочевки родов племени жалайыр из побережья Сырдарьи в регион Жетысу. Благодаря полководческому дару Ескельды би народ Семиречья оказал достойный отпор джунгарскому нашествию.
Мавзолей Ескельды би считается святым. Сюда приезжают много паломников.
М. МАКСЫМ