Безопасная эксплуатация башенных кранов
В связи с участившимися случаями аварий и несчастных случаев при эксплуатаций башенных кранов на строительных участках, Департамент комитета промышленной безопасности МЧС РК по Алматинской области напоминает и ставит в известность лиц и организаций, имеющие и эксплуатирующие башенные краны, о необходимости выполнения требований норм действующих законодательств Республики Казахстан и «Правил обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных механизмов» Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 декабря 2014 года № 359.
Грузоподъемный механизм — это опасный производственный объект. Сюда относятся как башенные, так и самоходные, козловые и другие подъемные краны. Поэтому кран должен быть зарегистрирован согласно всем требованиям «Правил обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных механизмов». Кроме того, башенный кран нужно регулярно осматривать на предмет технической исправности. Обычно этим занимаются машинист крана (перед началом работы) и инженер по технике безопасности (по прошествии установленного временного промежутка).
При установке крана на стройплощадке нужно тоже соблюдать определенные правила. В зоне работы крана не должны бродить люди — это касается и посторонних, и рабочих стройки. Также в рабочей зоне не должно быть машин и жилых помещений.
Рабочая зона крана — это пространство, в котором перемещается сам башенный кран и стрела с грузом. Но кроме этого, существует и опасная зона башенного крана. Это зона возможного падения груза.
Машинист башенного крана перед началом работы проверяет исправность противовеса, освещения на кране, рельсовых путей крана, тупиковых упоров и другого оборудования. После запуска крана идет проверка механизмов на холостом ходу, и только потом машинист со спокойной душой приступает к работе.
За крепление груза на крюке отвечает специальный человек — стропальщик. Он фиксирует тот или иной груз наиболее подходящим способом. Например, железобетонные блоки или поддоны с кирпичами крепятся за специальные грузовые петли. Однако сейчас машинисту часто приходится поднимать нестандартные грузы — промышленные кондиционеры из мягкого металла, цемент, металлические трубы-длинномеры и многие другие вещи, необходимые в производстве. И здесь стропальщик должен приложить максимум ответственности и изобретательности, чтобы придать грузу устойчивость. Только после надежного закрепления груза можно доставлять его в нужную точку здания.
Машинист начинает подъем груза по сигналу стропальщика, предупредив всех гудком. При работе на высоте 10-20 метров крановщик, конечно же, может не различить сигналы стропальщика. В таких случаях машинист и стропальщик устанавливают радиосвязь. Использовать промежуточных сигнальщиков для передачи поданных стропальщиком сигналов запрещается — возможно искажение сигнала и, как следствие, ошибка машиниста. А при работе на высоте допускать этого нельзя.
Стропальщик может находиться возле груза, если подъем и опускание происходят в метре над поверхностью. Обычно при подъеме груза на высоте 20-30 см стропальщик еще раз проверяет надежность крепления, после чего груз отправляется на место доставки.
Техническое оснащение современных кранов достойно восхищения и белой зависти. Умные приборы скажут машинисту, какой груз ему предстоит поднять, каков допустимый вылет стрелы и высота подъема. Кстати, по инструкции машинисту запрещено отключать ограничитель грузоподъемности и другие нужные при работе устройства. А использование списанных кранов, на которых уже давно вышло из строя все, кроме стрелы и токопроводящего кабеля, вообще недопустимо. И сейчас эта небезопасная практика уходит всё дальше в прошлое.
Работы на башенном кране нельзя проводить при плохой видимости в пределах площадки; при неисправности рельсового пути крана; при сильном ветре, превышающем допустимое для данного крана значение. То же можно сказать и о температуре — если кран рассчитан на работу при -40 градусах и выше, не стоит использовать его в суровых условиях Крайнего Севера. Помните о том, что строительный кран находится под электрическим напряжением. Поэтому машинист, узнав о приближении грозы, обязан обесточить кран и покинуть его.
Так выглядят самые простые требования техники безопасности. При аккуратном и точном их соблюдении вы убережете людей и технику от несчастных случаев. Строительство закончится успешно, а ваш башенный кран перекочует на следующую стройплощадку. И там железное кружево стрелы вновь поднимется в голубое небо — как символ готовности строить и развиваться.
Департамент Комитета промышленной безопасности
по Алматинской области МЧС РК.