Новые горизонты ТОО «Фирмы «БЕНТ»
Отечественное производство
Честно говоря, когда ехал на предприятие, которое знаю десятки лет, опасался застать пустующие (такое бывало) цеха и хмурого директора, разводящего руками: «О чем говорить? Стоим. Нет заказов».
Сегодня, в условиях пандемии, такое, к сожалению, не редкость.
Рад, что ошибся. Шеф не хмурился. Завод шумел, стучал, искрил, резал, скрипел, кантовал, дымил — словом, жил! Это, особая, бодрящая атмосфера, как бы говорящая: «Нет, ребята, мы не сдадимся! И еще, наперекор трудностям, расправим крылья!»
Молодой Президент ТОО «Фирмы «БЕНТ», депутат Илийского районного маслихата от партии «Nur Otan» Динмухамед Кузиев выдал ситуацию на сегодняшний день: «Заказы есть, люди при деле, с зарплатой. Но можно было еще одну смену организовать, но вот беда — нет кадров»
Ради объективности, избегая даже косвенного давления на коллектив, предложил пройтись по цехам без него, посмотреть, послушать народ.
Но перед тем как попасть в основной производственный цех – заглянули в сопутствующее подразделение. В частности, где производят скрепления типа SKLSLSuperи SKL 14 по типу ФОССЛО – первого казахстанско-германского предприятия, внедрившее скрепление на бетонных шпалах на железнодорожных путях в Казахстане по европейским стандартам. Об этом подробнее мы расскажем позже, упомянув лишь начальника участка ДВСП (деталей верхнего строения путей) Нижата Ширханова, который в своем деле , сразу видно, профи. Настолько нескучно, даже захватывающе говорил он об уникальном производстве, о каждой детали! Это стоит, поверьте, отдельной публикации. Но пойдем дальше.
Галина Сухареброва, вице-президент по производству и энергетике ТОО «Фирма «БЕНТ», перекрикивая шум цеха, рассказывает: «Этот, 2021 год можно сказать дня нас исторический. Впервые наш Президент в прошлом году заключил контракт на предстоящий год с АО «НК «КТЖ» на поставки нашей продукции – железобетонных шпал. Раньше, почти два десятка лет, мы вынуждены были работать, можно сказать, хаотично, спонтанно, без просчета ближайшей перспективы, что не есть правильно. Мы же должны знать, что нас ждет в ближайшее время? Как мы будем работать? В две смены, в три? Сколько нам потребуется сырья — материалов, средств, кадров и т.д. Вот из этих составляющих складывается производственный процесс. Отрадно, что поставщик – наш завод и заказчики сумели прийти к консенсусу, к подписанию контрактов. Благодаря этому мы на 1 января 2021 года уже имели план –заданный нам объем. Пока на год, но это уже плюс, а в дальнейшем хотелось бы на 3- 5лет. Проблем, конечно, хватает, особенно ощущаем сейчас кадровый голод. За эти годы независимости, мы, похоже, упустили такое понятие как профориентация, воспитание человека труда.
– Не могу понять – возмущается собеседница – вот везде говорят, нет работы, Да неправда! Есть работа! Мы приглашаем, обучаем, создаем условия, стимулы. А они приходят, неделю- другую поработают и сбегают. Тяжело, видите ли! А где легко деньги зарабатывать? Рабочий класс у нас, с приходом рынка, растворился, разучился трудиться. Это мое мнение.
Галина Александровна провела меня по шумному, (говорить приходилось, перекрикивая грохот) производственному корпусу. Наш путь начинался от БСЦ (бетоносмесительного цеха), где готовится раствор для металлических форм (предварительно подготовленные, очищенные, смазанные), куда вначале укладывается собранная натянутая про-волока из высокопрочной углеродистой стали и заливается бетонным раствором. Затем металлическая форма попадает в пропарочную камеру. В одной форме 10 шпал. На выходе каждая шпала проходит статическую нагрузку по ГОСТу. Если контролер замечает микротрещины, то эта шпала выбраковывается.
Также мы осмотрели лабораторию и склад готовой продукции.
Беседа после нашей экскурсии по заводу сложных железобетонных конструкций продолжилась в кабинете Президента ТОО «Фирма «БЕНТ» Динмухамеда Кузиева.
– Основным продуктом нашего пред-приятия, ТОО «Фирма «БЕНТ», является железобетонная шпала с рельсовым скреплением. Мы одни из пяти аналогичных заводов в Казахстане, но по мощности — до 1 миллион шпал в год – мы вне конкуренции, – поясняет Президент. – На сегодняшний день у нас три основных заказчика. АО «НК «Казахстан Темир Жолы», и два его генеральных подрядчика. На сегодня складские площадки пустые. До мая прошлого года мы стояли, с июня работа возобновилась. По сей день мы работаем без перерыва, заказов очень много и это нас радует. Не могу сказать, что продукция уходит по хорошей цене, но на тот момент, когда мы заключали долгосрочный контракт, цена была одна, и, естественно, мы не ожидали такого подорожания сырья — материалов. Например, арматура, высокопрочная рифлёная проволока, которую мы используем на изготовлении железобетонных шпал, подорожала в 2021 году, в сравнении с ноябрем 2020 годом, на 130 процентов! Представляете!? Если брать себестоимость шпалы, то 75 процентов в ней приходится как раз на эту высокопрочную проволоку. Но так как документ подписан, все возможные риски предприятия я брал на себя, и договор я, как первый руководитель, обязан выполнять, что и делаю. Тут, как говорится, без вариантов. На сегодня все старые договора(за исключением последнего, июльского) закрыты. Новый договор будет с учетом новых цен на сырье – материалы.
Работаем в одну смену, с 8 утра до 17.00. Могли бы работать в две смены, но у нас, как вы это слышали сами, в производственном цехе есть дефицит кадров. Даже на одну смену, на два пролета, не хватает людей. Четвертый месяц мы собираем рабочих на вторую смену. Так что проблема сегодня не в заказах, они есть, и от многих я вынужден даже отказываться. Проблема в нехватке людей. Но эта долгая и обширная тема и как мы ее будем решать я готов подробно рассказать в следующий раз, если, конечно, интересно. Здесь и новая кадровая политика, и стимулы к росту производительности труда, и повышение зарплаты рабочим, и культура, безопасность, комфорт производства, и гранты на обучение молодежи, а также многое другое – завершил беседу Динмухамед Дильмуратович.
На заводе побывал Рамазан Елешев