Андрей шин: «В развитии «Шин-Лайн»мы видим большие возможности»…
Андрей Шин: «В развитии «Шин-Лайн» мы видим большие возможности для роста благосостояния всей страны и наших граждан».
Компания «Шин-Лайн» заняла значимое место в экономике региона и государства, растет и доля продукции на экспорт. Масштабное строительство инновационного комплекса по производству продуктов питания под Алматы в недалеком будущем станет самой большой площадкой по производству мороженого в СНГ. Последние 5 лет стали переходом производства на совершенно новый технологический уровень, который доступен всего нескольким промышленным гигантам и экспертам в мире мороженого. Как рассказывает его основатель Андрей Шин: «Более 25 лет назад я открыл небольшое семейное предприятие по выпуску мороженого и сегодня «Шин-Лайн» – является самым крупным его производителем на рынке Центральной Азии и первым поставщиком казахстанского мороженого на зарубежные рынки». Как говорится, почувствуйте разницу!
Достаточно сильной мотивацией для молодых людей, начинающих собст-венное дело, являются истории успеха людей, которые добились своей цели. Разве есть в мире что-то невозможное, говаривал в свое время писатель Оскар Уайльд и это яркая аналогия с нашим примером.
Мы решили узнать, как завершило минувший непростой год, производственный комплекс, который производит молочные продукты, тесто, замороженные полуфаб-рикаты, лапшу и кондитерские изделия, а также развивает крупнейшую в будущем и самую инновационную в СНГ, странах Восточной Европы и Центральной Азии фабрику по выпуску мороженого. Отметим открытость для СМИ президента компании группы «Шин-Лайн» и его быстрое согласие ответить на наши вопросы.
Корр: Андрей Антонович, добрый день. Как вы можете оценить только, что завершившийся финансовый год? Тяжелый? Успешный? Умеренно успешный? Как-то иначе?
Для всех рынков ключевой признак, негативно влияющий на производство – это турбулентность глобальных процессов. Причинами, оказавшими давление, стали: ковид, рост цен на сырье, нарушение логистических цепочек, межстрановые конфликты.
Позитивным для бизнеса считаем-уверенную политическую стабилизацию в Казахстане. От пессимизма в январе 2022 года мы быстро перешли к уверенности на домашнем рынке: банки стали выдавать кредиты, инвесторы проявлять интерес к казахстанскому рынку.
За 2022 год мы приросли в продажах в натуральном выражении на 11% на домашнем рынке и, например, на 50% на внешних рынках, в Казахстане нашего мороженого около 40%. Можем больше. Поэтому, результат умеренно успешный.
Корр. На каких евразийских, азиатских рынках вы смогли укрепить свои позиции?
Казахстан, Россия, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан. В 2022 г. для нас это были ключевые рынки. Наша стратегия – это уверенная позиция на домашнем казах-станском рынке и экспорт. Экспорт – это масштаб бизнеса, постоянный приток новых компетенций, освоение новых технологий.
Внешние рынки – это совершенно другое требование по качеству, сертификации, квали-фикации персонала. Сегодня у нас есть глобальные бренды, которые с одинаковым качеством продаются в разных странах, такие как «BAHROMA», «Мишка на полюсе», «КARAVAN».
В перспективе 3-4 года экспорт будет равен или превышать объем, который мы продаем на домашнем рынке. Например, на казахстанском рынке наша доля около 40%. Впервые мы вошли в топ-10 производителей мороженого в ЕАЭС и стали лидерами среди стран ЕАЭС, поставляющих продукцию на Российский рынок.
Корр. Мы слышали, что вы ранее пытались зайти на рынки стран Персидского залива, в Китай. С новой продукцией, ассортиментом, с новыми вкусами, по новым маршрутам. Есть подвижки?
Прогресс есть. В Китай мы и раньше производили продажи. Для этого рынка мы решили подойти на другом технологическом уровне. Этот рынок требует других вкусов, чем мы привыкли. Каждая страна уникальна по потребительским предпочтениям, вкусам, а также по системе сертификации.
Считаем для себя перспективным рынок Ирана и стран Персидского залива. Пока нашу экспансию сдерживают запретительные пошлины (например, в Иране), надеемся, что правительство найдет решение в создании недискриминационного торгового обмена между странами.
Расширение экспортных направлений требует значительного времени, плотного контакта с сертификационными службами страны-импортера, но я думаю, что наши затраты стоят того, чтобы превратить Казахстан в страну с репутацией экспортера высокотехнологичных продуктов питания.
Корр. Как реализуется ваша долгосрочная программа расширения, пе-ревооружения компании? Что будет размешено в быстро растущем комплексе в несколько этажей, в близи дороги Алматы-Байсерке? Все об этом спрашивают. Там ли будет размещен офис первого объекта промышленного туризма в РК? Можно ли о нем рассказать немного подробнее? Что вы хотите показать туристам?
Новый комплекс «Шин-Лайн» уникальный промыш-ленный кластер уже сегодня. Уникальность по составу обо-рудования, производительности, объему производства. В состав комплекса входит крупнейшая в странах СНГ и Центральной Азии фабрика мороженого, фабрика замороженных полуфабрикатов, фабрика лапши быстрого приготовления, роботизиро-ванные низкотемпературные склады, молокоприемный пункт, лаборатории.
Уже сегодня ведутся переговоры об организации преподавательской кафедры по молочному нап-равлению, инженерным специальностям на базе ультрасовременного предприятия. Я думаю, что симбиоз национальных лидеров экономики и ведущих университетов – будущее профессионального образо-вания, которое сможет дать уникальных специалистов национальной экономике.
Растущее многоэтажное здание – это административно-бытовой корпус для работников, но сердце промышленного кластера – фабрика и склады находятся за ним.
Промышленный туризм новая страница в нашей работе и своего вклада в привлека-тельность региона. Демонстрация про-цесса производства мороженого произведет необходимый WOW-эффект и у нашей страны появится дополнительные почитатели.
Кроме общепринятого, в мире существуют различные формы туризма: агротуризм, гастротуры (рестораны, изучение традиций в еде) и т.д. Это всегда дополнение к образу страны и региона. Мы видим две цели в организации промышленного туризма:
Первая цель – организация промышленного туризма для наших потребителей: показать, как производится продукт, в каких условиях. Возможно, многих мальчишек и девчонок это мотивирует получить профессию технолога продуктов питания, инженера, специалиста по качеству.
Вторая цель – популяризация Алматинского реги-она и страны в целом. Алматы имеет потенциально интересный имидж среди туристов, но любой турист благодарен, когда его туры наполнены впечатлениями. Мороженое эмоциональный продукт, его любят все.
В целом, промышленный кластер – огромный импульс для развития. Это несколько тысяч рабочих мест. Мы потенциально готовы обеспечивать работой жителей, строящегося города-спутника Gate city и пригорода Алматы, Илийского района Алматинской области. Это импульс для сельского хозяйства (поставки без посредников), для производства упаковки и сырья, для роста кадровых компетенций, для новых форм профессионального образования.
В развитии «Шин-Лайн» мы видим, большие воз-можности для роста благосостояния всей страны и наших граждан. Есть идеи и желание работать в этом направлении.
Вопросы задавал Рамазан Елешев
***