Почему важно заново открыть ворота мечетей?
Асылбек Избаиров — доктор исторических наук, профессор университета «Нур- Мубарак», директор Института геополитических исследовании
Предложение сделать мечети более доступными общественными пространствами встречает понятные сомнения, ввиду того, что текущий формат их работы строится на том, что они функционируют, как эксклюзивные пространства исключительно для верующих, если брать уже — для ДУМК.
И хотя это делает их вполне успешным инструментом для наших эксклюзивных целей (поклонение, обучение), однако у этого статуса есть и обратная сторона — отчужденность от остальной части общества. И она выводит места поклонений из доступных общественных пространств мегаполисов, превращает в закрытые, «режимные» территории (в каком-то смысле сравнимые с кладбищами), с соответствующим психо-эмоциональным отчуждением для большинства населения городов.
Такая узкая спецификация крупных и красивых архитектурных объектов (а мечети — до стороннего наблюдателя это, прежде всего, архитектура, урбанистическое пространство) создает вокруг них невидимые стены, психологические барьеры, снижающие оценочную ценность мечетей в глазах большинства населения.
Непосещаемое пространство становится непознанным, непознаваемое — неизвестным, неизвестное инстинктивно воспринимается как враждебное.
В итоге практически любая критика мечетей исламофобами легко резонирует настроениями большинства граждан, усугубляя непонимание и противопоставление между верующими и светской частью населения. Его большинством.
Единственный рецепт преодолений отрицательных последствий закрытости — ее противоположность: открытость.
Мечети должны открыть свои двери не только до верующих, но и для всех окружающих, кроме, естественно, тех, кто ведет себя антиобщественно. Мечети должны стать сердцами общественной жизни в своей округе, местом притяжения, а не отделения.
Большинство городских мечетей, особенно, в Алматы, до сих пор остаются слабо интегрированными с населением этих городов. То есть, большая часть населения никогда даже не ступает на их территорию, не имеет положительной эмоциональной связи с ними. Это для нас, верующим, стало привычным, естественным, посещение мечетей, их роль в жизни верующих нельзя переоценить, но для всего остального общества, это, практически, белое пятно на карте, terra incognita.
Обычные горожане не получают никакой пользы от мечетей, хотя потенциал общественной полезности мечетей весьма велик для всех групп населения, не только для верующих. Пока же большинство горожан сталкивается с мечетями лишь в отрицательном смысле – в форме пятничных пробок, громкого азана, намазов на тротуарах и даже проезжей части. Естественно, что в этих условиях любая критика против мечетей ложится на плодородную почву у светского общества и безо всяких заговоров.
По сути, перед нами стоит задача разрушения «невидимой стены», психологического барьера вокруг мечетей, чтобы они стали более открытыми общественными местами, куда мог бы зайти любой человек. Например, в Алматы очень мало парков, фонтанов, не хватает мест для спокойного и безопасного времяпрепровождения пожилых горожан и детей. Пусть они сидят на скамеечках у мечети, чтобы приходящие на намаз приветствовали их, чтобы они могли пользоваться благами мечети – иногда зайти согреться (или, наоборот, укрыться от жары), умыться, сходить в туалет (проблема с отсутствием общественных туалетов – также одна из острых в мегаполисах), приобрести стакан чая/кофе, посидеть в тени деревьев. Тогда звуки азана и намаза будут ассоциироваться у них не с пробками и перекрытием улиц, а с местом, где они отдыхают, общаются, находятся в спокойном безопасном окружении.
Тоже самое с молодежью и детьми. Мы видим, что те мечети, где есть какие-то вещи для них, вроде читательских клубов (как в мечети Бекет-Ата), открытые для посещения и обозрения города туристические минареты (как в Астане в Центральной мечети), читательские клубы или подобные места общественного притяжения, испытывают гораздо меньше критики в соцсетях и получают быструю положительную «обратную связь» со стороны общества. Даже просто доступные столовые и парковые пространства с фонтанами, очень востребованы у горожан и проламывают невидимые стены отчуждения между городом и мечетью.
Нам важно добиваться того, чтобы мечети, как и в древности, были сердцами своих городов, кварталов, сел. Для этого они должны прочной войти в список общедоступных общественных пространств (естественно, с сохранением своего религиозного функционала).
Одним из перспективных решений в этом направлении может стать переход работы (открытости) мечетей на формат 24/7, чтобы двери «Дома Аллаха» не закрывались никогда. Это позволит создавать в ночное время безопасные, чистые пространства, где оставшиеся временно без крова путники могут находить пристанище, где могут работать какие-то точки общественного питания, возможно, медицины, пространства для ко-воркинга, библиотеки, доступ к санитарным услугам (туалет, умывание), место встреч, пребывания в ожидании (например, рейсов). Кроме того, что это и есть принятый в Исламе формат работы мечети, оно может помочь мечетям стать по-настоящему «сердцами» своих окрестностей, где любой в наше время тотального одиночества может почувствовать, что он не один.
Не говоря уже о том, что притягательные, открытые мечети – это еще и мощнейший инструмент даваата. Есть прекрасный пример из США, где ветеран, замысливший теракт против мечети на почве ненависти к мусульманам, сменил свои планы (а потом и вовсе принял Ислам), потому что его пригласили войти внутрь мечети:
Уверен, баракат от мечети с доступным общественным пространством, правильно организованным, чтобы не мешать ни ее основным целям, лишь увеличиться, поскольку она будет шире и глубже работать со всеми, а не только верующими и нуждающимися. Важно лишь четко управлять процессами и решениями на этом пути, укрепляя позиции халяльных услуг и стандартов, расширяя интерес к национальным традициям, спорту, новейшим формам полезного взаимодействия и прочим важным для всех деталям. Форматов же интеграции мечетей в общественное пространство, наверное, может быть множество, надо лишь выбрать и реализовать достойные и востребованные.