Аудан жаңалықтарыҚоғам

О тарифах на воду, ее качестве, экономии

Стратегический ресурс

И многом другом  по теме водопользования мы поговорили  со специалистом «Водоканала»

По прогнозам Всемирного банка в 2050 году дефицит воды ощутят десятки государств, в их числе и Казахстан. Обеспокоено этим и руководство нашей страны.

«Как вам известно, мы являемся вододефицитной страной. Нам этой проблематикой нужно заниматься очень серьезно. Эти задачи поставлены перед Министерством экологии, природных ресурсов и геологии, а также перед правительством», – сказал Президент Касым-Жомарт Токаев на одной из встреч с представителями президентского молодежного резерва в Акорде.

Учитывая эту важную тему мы решили обратиться в нашу местную водоэксплутационную организацию – в ГКП на ПХВ «Иле коммуналдык шыруашлыгы». Оно обеспечивает питьевой водой районный центр Отеген батыр, практически все сельские округа, за небольшим исключением  (Междуреченский округ, село Комсомол, часть  поселка Бурундай  обслуживают  другие,  частные организации). 

Ответить на наши вопросы мы попросили начальника производственно – технического отдела упомянутого предприятия,  молодого специалиста Алимжана Байжанова, работающего в этой должности пятый год.

Алимжан Болатбаевич, сколько у нас числится водопользователей? Насколько протяженны водопроводные сети по району и каково их состояние? Видимо, не из лучших?

У нас в обслуживании находится почти 94 тысяч абонентов из числа физических лиц. и порядка 1.5 тысяч юридический лиц.

Протяженность водопроводных сетей составляет 359 км. В 2017 году при реорганизации «Водоканала» мы обслуживали 15 населенных пунктов, а в 2020 году их стало уже 20. Также мы продолжаем качать воду в  поселок  Первомайский (Ныне Кемел) хотя административно и территориально он уже находится в ведении Алматы.

Изношенность в разрезе округов разная. Например, в Отеген батыре она составляет примерно 60 процентов, а в Байсерке – 70 процентов, здесь еще прокладывались трубы со времен существования колхоза 40 лет Казахстана. Так же ветхие трубы в Жетыгене, Туймебаево А вот в новом микрорайоне  Жайнак поселка Боралдай водопровод новый. Но в целом сети, конечно, старые.

Чтобы уменьшить количество аварий на трассах нужен комплекс мер. В первую очередь, это, конечно, финансирование и ежегодная замена хотя бы, 10-20 процентов труб. Все это выливается в огромные деньги которых мы попросту не имеем. Для формирования такого резерва средств на ремонтно-аварийные работы, введение новых участков, нужно повышать тарифы за пользование водой. Но это, сами понимаете, в условиях снижения доходов населения, безработицы, очень непростой и политизированный вопрос. Нас и так упрекают, что в Отеген батыре, находящемся рядом с Алматы тарифы больше чем южной столице. Мы с этим согласны – дороже, но надо иметь ввиду, что и населения там больше в разы. Один куб воды в Отеген батыре стоит на сегодня 85, 97 тенге, с учетом НДС, а Алматы, насколько мне известно, в районе 55- 60 тенге за куб.

Где у нас самое большое количество абонентов? И какой период у вас самый горячий.

Больше всех абонентов на сегодня в селе Отеген батыр. (куда входят микрорайоны Арман, Карасу, а также село Покровка).

Особенно напряженной период – летний. Когда резко возрастает потребление воды, связанное с поливом. Конечно, поливать питьевой водой огороды, цветники, может, не совсем рационально, но арычной системы полива  у нас в поселке, к сожалению, нет.

Еще одна давняя проблема – это нехватка воды, недостаточное давление в сети, что не позволяет ей подниматься например на 5 этажи многоквартирных домов. Как с этим бороться?  Для поддержания давления в сети (в 2,8 атм) в разных районах поселка и Энергетического округа мы  устанавливаем насосы.  Дополнительные скважины были пробурены (с башней Рожновского) в Покровке, две в райцентре. Всего у нас 84 скважины, 15 из них в Энергетическом округе… Вода подается из разных глубин: от 200 до 700 метров.

Также мы предупреждаем абонентов в сельской местности, имеющих сады и огороды, чтобы полив велся по графику, в ночное время (с 23:00 до 4:00 утра). То есть когда пик водопотребления идет на спад.

А много людей которые не хотят платить вовремя, накапливают долги, усугубляя свое положение…?

Особо злостных неплательщиков сейчас нет, но должники имеются.  Примерно 80 процентов абонентов из числа зарегистрированных платят исправно.  Для удобства и оперативности оплаты за потребление воды мы внедрили оплату через Каспий – приложение. То есть человеку не обязательно даже приходить  к нам, можно оплатить счет дистанционно.

А теперь расскажите, какова качество нашей воды? Нужны ли ей фильтры? Как долго мы можем пользоваться данным месторождением?

Насчет качества Илийской воды, я вам расскажу один случай. Житель  Отеген батыра пришел сдавать в ремонт стиральную машину,  в наш Дом быта. Мастер разобрал ее и увидев нагревательный тен, удивился. Он был как новый, никакой накипи. «Вы меняли тен или пользуетесь  Колгоном?»,  поинтересовался мастер.  «Ни то, ни другое» ответил  житель.

Это история реальная и говорит, что нашему населению с качеством питьевой воды очень повезло. Можно сказать, она эталонная.. Любая лаборатория это подтвердит и мы регулярно сдаем на анализы (химический и микробиологический) – нашу воду, добываемую с Покровского месторождения. Ей  по сути не нужны никакие бытовые фильтры.

Подтвержденных запасов воды хватит точно на ближайшие десятилетия. Но это не значит, что мы должны пренебрегать вопросами рационального использования воды. Вода, тем более питьевая, наше достояние, стратегический ресурс, ее надо беречь… Об этом говорят   международные организации (в частности   ПРООН), наш Президент Касым-Жомарт Токаев, отечественные и зарубежные экологи, эксперты.

Рамазан Елешев

 

На снимках автора: 1)  Алимжан Байжанов в кабинете ПТО. 

2) В  машинном зале насосной станции 2 подъема. Вот именно отсюда, из артезианских скважин, подается вода в резервуары и далее в квартиры и дома Отеген батыра. Мощные насосы способны поднять «водяной столб» на 50 метров в высоту. 

Басқа жаңалықтар

Back to top button