Босжира – очередная уникальность Мангистау
Давно мечтал попасть в этот удивительный край легенд, сказаний, природных памятников и загадочных мест – Мангистау. Где находится (не умоляя прелестей Алаколя и Балхаша). Водная жемчужина Казахстана – Каспийское море, (хотя и считается оно по науке бессточным озером, но в тоже время и самым крупным на планете).
Здесь же имеется самая глубокая впадина в мире – Каракие, один из немногих в Евразии маяк на крыше многоэтажного, жилого дома. (Маяк «Меловой», к слову, после 10 лет простоя, на днях, торжественно, с салютами, запущен).
Тут вы можете попасть в таинственную «Долину шаров», увидеть гору Шеркала или юрта, спустится в подземную мечеть Бекет ата, попросить молитву у настоятеля во здравие родных и близких. Увидеть у святого родника, на расстоянии буквально трех-пяти метров, пасущихся, краснокнижных муфлонов.
А осенью, на море у Актау и водоемы его окрестностей, по пути дальнего перелета в теплые страны Ближнего Востока, приземляются на отдых грациозные белые лебеди и розовые фламинго. И еще много-много чего интересного можно отыскать в истории и современности данного региона и города у моря.
В последние годы новым туристическим брендом Мангистау становится урочище Босжира. В период моего приезда в Актау, я тоже, разумеется, возжелал посмотреть это уникальное, как утверждают очевидцы, место. Лучше как известно, один раз увидеть.
На следующий день, после посещения урочища Огланды, некрополей Бекет ата и Шопан ата запланировали новый маршрут. Мои друзья Рустем, Сейтмурат и Сапаргали повезли меня на Босжиру на подержанном, но еще шустром седане Тойота.
Дорога Жанаозень – Бекет ата ровная, не перегруженная транспортом, уложена пару-тройку лет назад. Катись с ветерком, наблюдая лишь, чтобы невзначай не столкнутся с верблюдом, пасущихся тут во множестве в степи.
Говорят, не все местные жители были довольны одетой в асфальт дороге. К святым местам надо добираться-де, буквально, по кочкам и ямам, покрываясь потом и пылью, как было ранее. И тогда лишь этот путь зачтется вам. Такие вот полярные мнения у мангистауцев и хранителей духа святых.
Не доезжая некрополей, справа, весит указатель Босжира и уходит вдаль асфальтированное ответвление. Свернули. Увы, асфальт оказалось протянули примерно метров на 300 -400, а дальше – бездорожье.
Вдали увидели вагончик на колесах и решили подъехать к нему. Как оказалось, это пост Мангистауской областной инспекции лесного хозяйства и животного мира. Но по пути к нему случилось неожиданное: наш седан передними колесам намертво застрял в скрытой пылью колее. А ведь ехали по проторенной, сухой, казалось, дороге. Все наши попытки вытащить из ловушки машину вручную, толкачом, оказались тщетны. Побрели пешком до вагончика возле которого стояла спасительная Шевролет — Нива.
Внутри вагончика мы застали двух парней, похоже, готовивших себе ужин (на полу стояла чашка с морожеными окорочками) Представились, объяснили цели приезда.
Молодые инспектора объяснили, что за посещение урочища Босжира, сора – (солончаки) Тусбаир, заказников Кызылсай и Тасорпа надо заплатить небольшой сбор (как мы поняли где-то в районе тенге 200-300 с человека). До Босжиры примерно 18 км. Дорога уверили нас, в принципе, неплохая, но желательно все же ехать не на низком, как у нас седане, а на высоком, комфортном джипе, с кондиционером. Иначе жара и пыль станут вашими попутчиками. До Босжиры можно попасть по нижней и верхней дороге. По верхнему пути проезд только до горного обрыва (чинка), а потом придется спешится и еще метров 500 идти на «своих двоих».
После того как нашу машину из песчаного плена вытащила «Нива» мы поблагодарив инспекторов, развернулись домой. Рисковать, тем более к вечеру, не решились.
На следующий день мы были в этом месте на джипе Мицубисси. Для него пересеченная местность стихия и мы бойко катили вдоль линии электропередач. Полагая, что столбы куда-то да и выведут. В оба конца от грунтовки, тянутся еще с десяток параллельных извилистых степных дорог, обязательно где-то сходящиеся впереди. Вокруг ни души, ни машины. Вскоре вы увидели эти знаменитые останцы-клыки, из горных меловых пород, оказавшиеся слева, за нашей спиной.
Проехали! Вырвалась у нас сердцах. С севера мы развернулись на юг и вскоре, приметно на полпути от пройденного, увидели вдали, перпендикулярно нашему маршруту, два пылящих джипа, спешащих к той же конечной точке. Они там оказались, конечно, раньше нас. Уже потом, возвращаясь назад по пропущенной нами дороге, мы поняли, что примерно на 8-10 км, надо было свернуть налево, возле бетонного электрического столба с под-поркой. Но кто же знал? Как разобраться в лабиринте направлений? Тем более, никаких знаков, указателей тут не было. Неужели их сложно изготовить и повестить для туристов, путешественников? Учитывайте эти моменты, если поедете в Босжиру самостоятельно.
У горных останцев мы побыли несколько часов. Это великолепное, скажу вам, зрелище. Находясь у ее подножья человек кажется карликом. Удивительно, что скалы-зубцы имеет белый свет, как и само плато из меловых и известковых пород – дна бывшего океана Тетис, плескавшегося тут миллионы лет назад. Белые скалы, на фоне голубого неба, с игрой солнца и тени, разных времен суток и дистанций, создают невероятную гамму оттенков и при наличии хорошей фотооптики и доли мастерства, выдадут шикарные кадры. Ценители красоты однозначно воскликнут: «Вауу! А где это?» Казахстан, друзья, наш прекрасный Казахстан!
Да, похоже, правы те, кто утверждает, что на свидание с Босжирой надо минимум сутки, с ночевкой, с палатками. Еще много открытий таит в себе это место.
Останцы разделяются с соседней узкой горной грядой, седлом – перемычкой, на которую я тщетно,. пыхтя и потея, пытался взобраться. Для моего немалого, (за 90 кг) веса, чувствовалась, это тяжеловато, а когда, казалось, вот он, гребень рядом, останавливался. Завывающий на высоте ветер мешал движению и нагонял предательские мысли (А вдруг, сорвусь!? Полечу кубарем вниз? Убьюсь? Кто вспомнит мое геройство?)
Пытался «по-черному» шутить: Наверное, дадут некролог?
Желание жить и писать для читателей перевесило и я начал спуск. Успокаивая себя, что все же я не трус.
Белые скалы мы пытались обойти слева, ища ту самую тропинку, которая выведет на вершину противоположной горы – чинка, откуда отрывался самый потрясающий вид на низину с останцами. По пути мы видели невероятные картинки из горных пород, где поработал «вечный художник» — время и погода. Это «Девушка и волк», «Театральная маска», «Трон Клеопатры», Но на искомое плато мы так и не нашли проход.
Не знаю почему, но мало кто обращал внимание на противоположную сторону каньона, где ветер, дождь и солнце построили фантастические, опять же белые «крепости». В следующий раз надо обязательно дойти туда, решил я про себя.
Вечерело, когда мы на обратном пути нашли тут самую «верхнюю дорогу». Но и она, увы, не довела нас к горному обрыву, уже с северной стороны от останцев – клыков. Кстати, упомянутые ранее инспекторами «какие 500 метров пешим ходом» оказались мягко говоря, литотой (преуменьшением). Куда дольше надо подниматься в гору, но и забравшись на очередной гребень, до конечной точки я так и не дошел, ввиду ограниченного времени и волнующихся за меня попутчиков, оставшихся в машине.
Заменив порезанную о россыпи остроконечного кремния покрышку на джипе, мы возвращались в Жаңаөзен. Довольные, что мы все же нашли восхитительную Босжиру и не огорчились, что не нашли тропинку на гряду – возвышенность. Случайностей, как известно, не бывает. Значит, мы найдем дорогу следующий раз! До новых встреч загадочная Босжира! До свидания, прекрасный Мангистау!
Рамазан Елешев