ПИСАТЕЛЬ ОСТАВИВШИЙ ВЕЧНУЮ ПАМЯТЬ
Те, кто преступает законы правосудия, живет по правилам преступного мира, в поисках легкого трофея, мошенничества, в конце концов проигрывают в нечестном бою. Человеку легко превратится в зверя, а заблудшему трудно найти дорогу назад. Я недавно прочел два тома приключенческого романа в детективном жанре, повести выдающегося писателя Кемеля Токаева. Я снова вернулся в свое детство и словно вновь встретился с персонажами произведения любимого писателя.
«Все новое, хорошо забытое старое». Писатель детективного жанра раскрывший в своих произведениях все этапы жизненных ситуации, словные взаимоотношения людей, вечную борьбу добра со злом, белого с черным сумел оправдать веру и надежду своих читателей. Этому подтверждение его бессмертные произведения, книги и издания.
Мы не видели войну. В нас заложено понимание что на войне командиры отдают приказ, а солдаты их исполняют и только тогда можно победить врага. На самом же деле в боях на фронте есть также человеческие отношения, невежество, своенравность, бездушие, гордыня, такие отрицательные качества как ненависть, месть и зависть. Были на войне и такие люди которые ради личных нужд могли предать товарищей. Добродетель порой побеждала зависть и злость, добро побеждала зло и все это описывается в романе «Солдат ушел на войну». Главный герой романа Мухаммед молодый, честный и скромный парень после училища отправляется на фронт. Уже во время первых боев он проявляет себя. Он раскрывает ложь старшины Власова который хотел присвоить себе героический поступок Мейрманова сбившего вражеский самолет. Главный герой романа не сбивается с пути чести. Читателя завораживает черта характера главного героя романа, который в борьбе с врагом, отчаянно борется с неприятелями в своих отрядах.
Следующая повесть — «Выстрел ночью». Диверсант Черноносов, высадившийся с немецких самолетов на казахскую землю подорвал бы безопасность страны и исполнил свой враждебный план если не профессионализм и самоотверженность следопытов Талгата и Бакытжана.
Во втором томе избранных произведении писателя собраны повести и рассказы повествующие честность и справедливость, героизм и отвагу. Книги писателя фронтовика были написаны сразу после войны и судьба персонажей находила законное продолжение из одной книги в другой. К примеру, рассказ о пропаже секретной карты и буднях военной заставы, обороне вражеской стороны «Старый след» был опубликован в 1954 году, в 1956 году вышел на свет повесть «Тасқын (Поток)» повествующий о преступления предателя Петрушкина, в 1957 году вышел на свет повесть «Көшкен үйдің қонысы қайда?! (Где поселение перекочевавшего дома?!), где лейтенант Кузьменко находит трудный путь решения. Рассказ «На могиле солдата» повествует рассеянные сомнения и неуверенность героев.
Повесть «История на Саргабане» писателя Кемел Токаев также стала одной из любимых произведении. Это произвеление было опубликовано в 1972 году в журнале «Жұлдыз». Я все помню как я после окончания 7 класса школы №250 станции Актогай в летние каникулы полностью пересказал своим родителям эту повесть. Изначально меня заинтересовало то, что главные герои рассказа жили в городе Уштобе. Расстояние от станции Актогай до Уштобе примерно 5 часов пути на поезде. Мы часто ездили в Уштобе, за лечением в больнице железной дороги Уштобе ехали многие. Преступление в повести главного врача больницы, преступившего закона чести, его преступные деяния, введение в заблуждение милиционеров – все это оставила неизгладимое впечатление от чтения повести.
Народный герой, писатель Касым Кайсенов высоко оценивает место Кемеля Токаева в казахской литературе в сборнике «Избранники» в 2 томах (на стр.395-399):
– Во время поездок на Украину, партизаны спрашивали: «Где Кемель, почему он не приехал?». Я не знал что ответить им, по старым обычаям партизанов прикладывал ладони к лицу, слезы сами катились из глаз.
Смелый сын своего народа воевавший на фронте, один из самых влиятельных представителей казахской литературы — Кемел Токаев погиб в самом расцвете творческих сил. Его произведения бесценный клад в духовное наследие казахского народа, — говорит он.
Тема — общее воплощение идеи художественного произведения, а материал — это сырье для размышления. Закономерно, что творческая жизнь выдающегося писателя, представившего читателю невероятное произведение, это воплощение его жизни в творчестве. В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Кемеля Токаева. Персонажи писателя ставшие образцом добродетели и мужества, показавшие вечную борьбу человечности с предательством, любви и ненависти оставили вечную, светлую память об авторе и сделали его произведения любимыми во всем мире. Художественное произведение — это, не бесчисленный трактат о морали, в нем есть жизнь, есть белое и черное, встречающееся в жизни, то что вдохновляло писателя и подарило ему вечную жизнь. Именно поэтому произведения основателя жанра детектива в казахской литературе Кемеля Токаева сохранятся на века и будут читатся во все времена.
М. МАКСЫМ